Лимузин ЗИС-101

Представительский автомобиль с кузовом типа «лимузин» и, по совместительству, первая отечественная серийная легковушка подобного формата, которая, к слову, была сделана по заокеанским лекалам, да еще и чуть ли при непосредственном участии американских специалистов.

ЗИС-101

Несмотря на свой «высший статус», эти машины не полюбились первым лицам государства, поскольку по всем параметрам уступали иномаркам, и в итоге закреплялись за чиновниками среднего и низкого рангов, а также деятелями культуры и учеными, а больше полусотни экземпляров и вовсе – трудились в такси на длинных маршрутах.

Впервые ЗиС-101 был представлен 29 апреля 1936 года – тогда его продемонстрировали в Кремле верхушке политбюро в лице Сталина и Орджоникидзе, которым автомобиль пришелся по вкусу. В ноябре того же года началась сборка первой партии лимузинов, однако его конвейерное производство запустили лишь 18 января 1937-го.

в салоне на месте водителя ЗИС-101

Примечательно, что история разработки этой машины – одна из наиболее запутанных и интересных, причем самую прямую роль здесь сыграли американцы. Созданию ЗиС-101 предшествовало появление модели Л-1 («Ленинград-1»), спроектированной заводом «Красный Путиловец», которая, в свою очередь, была точной копией Buick-32-90. Ленинградцы даже изготовили шесть опытных образцов, но опыт в построении легковушек как таковой у них отсутствовал, поэтому все дальнейшие работы и перенесли в Москву на ЗиС.

В 1939 году автомобиль пережил модернизацию, получив обозначение ЗиС-101А, а летом 1941-го из-за войны производство лимузина было остановлено. За свою непродолжительную «карьеру» машина смогла разойтись тиражом порядка 9.5 тысяч экземпляров.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 5720 мм
    • ширина – 1892 мм
    • высота – 1950 мм
  • Колесная база – 3605 мм
  • Дорожный просвет – 190 мм
  • Снаряженная масса – 2550 кг
  • Количество дверей/мест – 4/7
  • Объем топливного бака – 85 литров
  • Конструкция – лонжеронная рама, с X-образным усилителем
  • Тип кузова – закрытый, деревянно-каркасный, обшитый стальными листами
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на длинных продольных рессорах
    • задняя – зависимая, на длинных продольных рессорах
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» и находящийся с ним в зацеплении ролик
  • Тормоза – механические, на все колеса, с вакуумным усилителем
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  5.8 литра
    • мощность – 110 л.с. при 3200 об/минуту
    • крутящий момент – 345 Нм при 1200 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с синхронизаторами
  • Сцепление – двухдисковое, сухое
  • Тип привода – задний

ЗиС-101 хоть и выпустили сравнительно небольшим тиражом, но это не помешало ему стать самой массовой легковушкой за всю историю московского завода. Вдобавок к этому, по части количества и «народности» к нему даже и близко не смог подобраться ни один другой представительский автомобиль СССР, ведь впоследствии все подобные авто превратились в штучные изделия исключительно для правящей верхушки.

Кабриолет ЗИС-102

Также стоит отметить, что на базе лимузина было выпущено более десяти кабриолетов ЗиС-102/-102А, а также несколько экземпляров спортивной модели ЗиС-101 «Спорт», которую многие и по сей день считают одной из самых красивых и элегантных машин советской эпохи.

ЗИС-101А Спорт
Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes