Седан ГАЗ-12 ЗиМ

Заднеприводный седан представительского класса, который оказался не только действительно знаковым автомобилем в истории отечественного автопрома, но еще и стал «первенцем» в мировом масштабе с несущим кузовом и трехрядным салоном (прежде подобные машины были исключительно рамными).

ГАЗ-12 ЗиМ

Эта большая легковушка предназначалась, в первую очередь, для советской и партийной номенклатуры, но лишь на уровне заместителей, хотя она также использовалась в качестве личного транспорта видными учеными и деятелями культуры и даже эксплуатировалась в качестве такси и карет скорой помощи.

в салоне ГАЗ-12 ЗиМ

На создание ЗиМ-12 у советских специалистов под руководством главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта ушло менее двух с половиной лет: в 1948 году началось проектирование автомобиля, который должен был занять нишу между ГАЗ-М20 «Победа» и ЗИС-110, а уже летом 1950-го на выставке «Автомобильная и тракторная промышленность СССР» его продемонстрировали широкой публике.

Осенью 1950 года началось серийное производство представительского седана, причем он хоть и создавался при сильном иностранном влиянии, но по пути прямого копирования горьковцы не пошли, а даже наоборот – внесли в его конструкцию немало интересных решений.

На конвейере автомобиль продержался до 1960-го, когда и уступил место ГАЗ-13 «Чайка», а за десять лет «жизненного цикла» успел разойтись в количестве свыше 21.5 тысячи экземпляров.

Стоит отметить, что изначально машина именовалась просто как ЗиМ (то есть «Завод имени Молотова»), а ГАЗ-12 являлось сугубо внутризаводским обозначением, однако в 1957 году после разгрома «антипартийной группы» Молотова, Кагановича и Маленкова, из названия завода убрали имя Молотова, саму же легковушку начали величать ГАЗ-12.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 5540 мм
    • ширина – 1900 мм
    • высота –  1660 мм
  • Колесная база – 3200 мм
  • Дорожный просвет – 200 мм
  • Снаряженная масса – 1940 кг
  • Количество дверей/мест – 4/6
  • Объем топливного бака – 80 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический, со стальным подрамником в передней части
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, пружинно-рычажная, с гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия
    • задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – дисковые
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, шестицилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  3.5 литра
    • мощность – 90 л.с. при 3600 об/минуту
    • крутящий момент – 215 Нм при 2100 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с синхронизаторами на 2 и 3 передачах и гидромуфтой (между двигателем и сцеплением)
  • Сцепление – двухдисковое, сухое
  • Тип привода – задний

ГАЗ-12 ЗиМ по праву можно считать не просто знаковой, а даже отчасти переломной моделью для всего советского автопрома, поскольку отечественные специалисты смогли создать действительно достойный автомобиль высокого класса, причем во многом прогрессивный и передовой для своего времени даже по сравнению с зарубежными конкурентами.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes