Заднеприводный седан представительского класса, который оказался не только действительно знаковым автомобилем в истории отечественного автопрома, но еще и стал «первенцем» в мировом масштабе с несущим кузовом и трехрядным салоном (прежде подобные машины были исключительно рамными).

Эта большая легковушка предназначалась, в первую очередь, для советской и партийной номенклатуры, но лишь на уровне заместителей, хотя она также использовалась в качестве личного транспорта видными учеными и деятелями культуры и даже эксплуатировалась в качестве такси и карет скорой помощи.

На создание ЗиМ-12 у советских специалистов под руководством главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта ушло менее двух с половиной лет: в 1948 году началось проектирование автомобиля, который должен был занять нишу между ГАЗ-М20 «Победа» и ЗИС-110, а уже летом 1950-го на выставке «Автомобильная и тракторная промышленность СССР» его продемонстрировали широкой публике.
Осенью 1950 года началось серийное производство представительского седана, причем он хоть и создавался при сильном иностранном влиянии, но по пути прямого копирования горьковцы не пошли, а даже наоборот – внесли в его конструкцию немало интересных решений.
На конвейере автомобиль продержался до 1960-го, когда и уступил место ГАЗ-13 «Чайка», а за десять лет «жизненного цикла» успел разойтись в количестве свыше 21.5 тысячи экземпляров.
Стоит отметить, что изначально машина именовалась просто как ЗиМ (то есть «Завод имени Молотова»), а ГАЗ-12 являлось сугубо внутризаводским обозначением, однако в 1957 году после разгрома «антипартийной группы» Молотова, Кагановича и Маленкова, из названия завода убрали имя Молотова, саму же легковушку начали величать ГАЗ-12.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 5540 мм
- ширина – 1900 мм
- высота – 1660 мм
- Колесная база – 3200 мм
- Дорожный просвет – 200 мм
- Снаряженная масса – 1940 кг
- Количество дверей/мест – 4/6
- Объем топливного бака – 80 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический, со стальным подрамником в передней части
- Подвеска:
- передняя – независимая, пружинно-рычажная, с гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия
- задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, шестицилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 3.5 литра
- мощность – 90 л.с. при 3600 об/минуту
- крутящий момент – 215 Нм при 2100 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с синхронизаторами на 2 и 3 передачах и гидромуфтой (между двигателем и сцеплением)
- Сцепление – двухдисковое, сухое
- Тип привода – задний
ГАЗ-12 ЗиМ по праву можно считать не просто знаковой, а даже отчасти переломной моделью для всего советского автопрома, поскольку отечественные специалисты смогли создать действительно достойный автомобиль высокого класса, причем во многом прогрессивный и передовой для своего времени даже по сравнению с зарубежными конкурентами.