Полноприводный трехдверный внедорожник малого класса, который вполне себе можно считать «первым в мире кроссовером» (несущий кузов, высокий клиренс, полный привод).
Это – один из самых успешных отечественных автомобилей за всю историю СССР, который изначально создавался специально для сельских нужд, но в итоге возымел огромную популярность не только у советских граждан, но и за рубежом (поставлялся он более чем в сотню мировых стран).

Разработка нового автомобиля на Волжском автозаводе началась в 1970 году – именно тогда на предприятие поступила задача от Совета министров СССР о создании «внедорожника для сельской местности». Уже в 1971-м был представлен первый экспериментальный прототип ВАЗ-Э2121, однако он лишь отдаленно напоминал будущую модель.
Но ждать пришлось не долго – в 1972 году показали ВАЗ-2121, который оказался близок к серийному варианту, а в 1974-м автомобиль получил официальное название «Нива» и поступил на государственные испытания. В марте 1976 года с конвейера ВАЗа сошла пробная партия из 50 внедорожников, полномасштабное же производство машины запустили в апреле 1977-го.
ВАЗ-2121 оказался настолько успешным, что практически в неизменном виде выпускался до 1994 года, а его модернизацию начали проводить только после распада Советского Союза.
Технические характеристики ВАЗ-2121
- Размеры:
- длина – 3740 мм
- ширина – 1680 мм
- высота – 1640 мм
- Колесная база – 2200 мм
- Дорожный просвет – 220 мм
- Снаряженная масса – 1150 кг
- Количество дверей/мест – 3/5
- Объем топливного бака – 42 литра
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, рычажно-пружинная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, с винтовыми цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с вакуумным усилителем
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением и цепным приводом
- рабочий объем – 1.6 литра
- мощность – 80 л.с. при 5400 об/минуту
- крутящий момент – 116 Нм при 3400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – постоянный полный, с 2-ступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом
Экспортный ВАЗ-21211 LADA Niva 1.3
С 1977 по 1987 года на Волжском автозаводе серийно производилась ВАЗ-21211 «Нива» – визуально это был все то же трехдверный внедорожник с несущим кузовом и постоянным приводом на все колеса, однако под его капотом скрывался двигатель ВАЗ-21011 рабочим объемом 1.3 литра.

Данная модификация автомобиля предназначалась преимущественно для экспорта в страны, которые имели повышенные налоги на моторы объемом свыше 1.5 литра. Правда, такая машина не пользовалась особым спросом, поскольку маломощного агрегата не хватало ни на обычных дорогах, ни на бездорожье.
Отличительные характеристики
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.3 литра
- мощность – 69 л.с. при 5600 об/минуту
- крутящий момент – 94 Нм при 3400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – постоянный полный, с 2-ступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом
Без преувеличения, но ВАЗ-2121 «Нива» – действительно легендарный автомобиль, который держится на конвейере (естественно, пережив несколько модернизаций) уже практически полсотни лет. Ведь советские инженеры в 1970-х годах смогли сделать такую машину, до которой иностранцы «додумались» лишь в 1990-е, да и то (по некоторым данным), подсмотрев идею именно у отечественной трехдверки.