Компактный пятидверный внедорожник, который относился к классу «грузопассажирских автомобилей повышенной проходимости» и предназначался, в первую очередь, для транспортировки людей, различных грузов и легких автомобильных прицепов, причем как по дорогам со всеми типами покрытия, так и в условиях бездорожья.
Изначально машина разрабатывалась для военных нужд, но в итоге получила широкое распространение и в гражданской сфере.
По некоторым данным, разработка УАЗ-469 началась в Ульяновске еще в 1956 году, но тот автомобиль имел мало чего общего с финальным продуктом. В 1960-м по заказу Министерства обороны было представлено несколько прототипов, отличавшихся друг от друга технически, – УАЗ-460 и УАЗ-470, и в том же году утвердили окончательный проект внедорожника.
В 1961 году собрали первый опытный образец «469-го», после чего начались долгие и изнурительные испытания машины, в том числе и совместно с техникой из стран НАТО. И только в 1971-м были произведены предсерийные экземпляры автомобиля, а декабре следующего года началось его полноценное товарное производство.
В итоге УАЗ-469 оказался настоящим долгожителем – на конвейере он продержался до 2007 года, естественно, пережив немалое количество модернизаций, а также смену наименования на УАЗ-3151, и за это время общий тираж внедорожника составил порядка 1.3 миллиона единиц.
Основные характеристики
- Количество дверей/мест – 5/7
- Объем топливного бака – 78 литров
- Конструкция – рама лонжеронного типа
- Тип кузова – цельнометаллический, открытого типа, со съемным брезентовым верхом
- Подвеска:
- передняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
- передняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
Армейский внедорожник УАЗ-469
Серийное производство УАЗ-469 началось в декабре 1972 года, причем этот автомобиль предназначался исключительно для нужд военных – армейский внедорожник отличался увеличенным дорожным просветом, ведущими мостами с понижающими бортовыми редукторами и двойной главной передачей, а также 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Все это в совокупности наделяло автомобиль лучшей проходимостью в условиях тяжелого бездорожья.

На конвейере «469-й» в изначальном виде держался до 1985 года, после чего пережил серьезную модернизацию и получил четырехзначный индекс УАЗ-3151 (в соответствии с новой отраслевой системой).
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4024 мм
- ширина – 1805 мм
- высота – 2050 мм
- Колесная база – 2380 мм
- Дорожный просвет – 300 мм
- Снаряженная масса – 1650 кг
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 75 л.с. при 4000 об/минуту
- крутящий момент – 166 Нм при 2200 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой с понижающей передачей
Гражданский внедорожник УАЗ-469Б
Так называемый «колхозный» УАЗ-469Б, который предназначался для гражданских нужд, поступил в серийное производство одновременно с армейским «собратом» – в декабре 1972 года, а выпускался до 1985-го, когда в результате модернизации был переименован в УАЗ-31512.

Именно этот вариант внедорожника был самым массовым и распространенным, и на его долю приходилось свыше 80% от общего количества производимых машин. Распознать «гражданский» автомобиль позволяли стандартный дорожный просвет и мосты с одноступенчатой главной передачей (без бортовых редукторов).
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4024 мм
- ширина – 1780 мм
- высота – 2015 мм
- Колесная база – 2380 мм
- Дорожный просвет – 220 мм
- Снаряженная масса – 1540 кг
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 75 л.с. при 4000 об/минуту
- крутящий момент – 166 Нм при 2200 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 1-ступенчатой раздаточной коробкой с понижающей передачей
Модернизированные УАЗ-3151/31512
В 1985 году УАЗ-469/469Б пережил серьезную модернизацию, в результате которой «армейская» версия стала называться УАЗ-3151, а «гражданская» – УАЗ-31512.

Но только лишь переименованием обновление не ограничилось: внедорожник получил гидропривод выключения сцепления, новые осветительные приборы, более надежные ведущие мосты, тормозную систему с двухконтурным приводом, травмобезопасную рулевую колонку, более эффектный и надежный отопитель салона, а также ряд других доработок. Кроме того, автомобиль «вооружили» более мощным двигателем УМЗ-417, за счет чего у него улучшилась динамика и возросла максимальная скорость.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4024 мм
- ширина – 1805 мм
- высота – 2015-2050 мм
- Колесная база – 2380 мм
- Дорожный просвет – 220-300 мм
- Снаряженная масса – 1540-1650 кг
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 92 л.с. при 4000 об/минуту
- крутящий момент – 166 Нм при 2200 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой с понижающей передачей
«469-й» УАЗ – один из самых долгоиграющих отечественный автомобилей, прямым потомком которого уже в российском автопроме стал УАЗ Хантер. Этот внедорожник не только внес огромный вклад в развитие страны, но еще и отметился несколькими мировыми достижениями: так летом 1974 года он стал первым транспортом, который смог подняться на Эльбрус на высоту более 4 км, причем без лебедок, противоскользящих цепей и какой-либо другой специальной подготовки.
Ну а уже в наше время – в июне 2010-го – машина установила мировой рекорд по вместимости для легковушек – в нее смогли одновременно влезть 32 человека, после чего УАЗ-469 еще и проехал 10 метров.