Внедорожники ЛуАЗ-969

Передне- или полноприводный малолитражный автомобиль повышенной проходимости, который во многом стал «пионером» в рамках советского автопрома: это первая отечественная легковушка с ведущими передними колесами; первый внедорожник, созданный именно для народного потребления и доступный для «личного пользования»; первая машина в СССР, разработанная специально для сельских нужд.

Появлению ЛуАЗ-969 предшествовала замысловатая и долгая история разработки маленького плавающего вездехода для военных нужд – под названием НАМИ-032 машину проектировали и испытывали еще в 1950-х годах, а после все наработки передали на ЗАЗ, где проект в итоге и довели до ума.

Первая опытно-промышленная партия ЗАЗ-969 (да, именно под брендом ЗАЗ изначально появился на свет этот автомобиль) была выпущена в 1964 году, однако по организационным причинам серийное производство внедорожника передали на механический завод в городе Луцк (позже ЛуАЗ), где оно стартовало уже в 1966-м.

ЛуАЗ-969

Примечательно, но изначально на Луцком предприятии были вынуждены временно запустить производство переднеприводного автомобиля с валом отбора мощности из-за отсутствия нужных агрегатов, хотя изначально «969-й» задумывался именно в качестве полноприводного «проходимца».

В результате серийное производство легковушки повышенной проходимости велось до 2002 года (естественно, не в первозданном, а в неоднократно модернизированном виде), всего же она разошлась тиражом порядка 200 тысяч экземпляров.

Основные тех.характеристики

  • Размеры:
    • длина – 3385 мм
    • ширина – 1560 мм
    • высота –  1770 мм
  • Колесная база – 1800 мм
  • Дорожный просвет – 280 мм
  • Снаряженная масса – 940 кг
  • Количество дверей/мест – 3/4
  • Объем топливного бака – 34 литра
  • Тип кузова – полунесущий, открытый, с интегрированной рамой лонжеронного типа
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, рычажно-торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
    • задняя – независимая, рычажно-торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  0.9 литра
    • мощность – 30 л.с. при 4200 об/минуту
    • крутящий момент – 70 Нм при 2700 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемой задней осью, с принудительной блокировкой заднего дифференциала

Временно-моноприводный ЗАЗ-969В

Примечательно, но этот внедорожник стал первым советским переднеприводным автомобилем, однако повода для гордости тут точно не было – подобная ситуация сложилась из-за дефицита агрегатов привода на задний мост. Поэтому в 1967 году началось серийное производство именно моноприводной легковушки под индексом ЗАЗ-969В (где буква «В» означала «временный»), и в таком виде она выпускалась до 1972-го, когда и был окончательно решен вопрос с необходимыми деталями. Всего свет увидело почти 7.5 тысяч «временных» машин.

ЛуАЗ-969В

Визуально и конструктивно ЛуАЗ-969В практически ничем не отличался от полноприводного собрата, за исключением привода на передние колеса и наличия вала отбора мощности в трансмиссии, который позволял использовать навесное и прицепное оборудование.

Первый полноприводный ЛуАЗ-969А

В 1975 году внедорожник пережил первую модернизацию, в результате которой стал называться ЛуАЗ-969А – он стал первым автомобилем, который носил именно марку ЛуАЗ. В таком виде легковушка выпускалась до 1979-го, причем за столь небольшой отрезок времени было собрано порядка 30.5 тысяч единиц.

ЛуАЗ-969А

Визуально от предшественника автомобиль отличался исключительно небольшим окошком в тенте, главная же его особенность скрывалась под капотом – после обновления «проходимца» оснастили более мощным двигателем.

Отличительные характеристики

  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  1.2 литра
    • мощность – 40 л.с. при 4400 об/минуту
    • крутящий момент – 74 Нм при 2700 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемой задней осью, с принудительной блокировкой заднего дифференциала

Модернизированный ЛуАЗ-969М

ЛуАЗ-969М

В 1979 году автомобиль пережил очередную модернизацию, после которой стал носить индекс ЛуАЗ-969М. На конвейере внедорожник продержался до 1996-го, после чего уступил место новым (уже постсоветским) модификациям.

  В результате обновления машина слегка изменилась внешне (особенно спереди) и внутри, а также получила травмобезопасную рулевую колонку и более комфортабельные сиденья от моделей «Жигули». Были доработки и по технической «начинке»: например, легковушке увеличили до 100 тысяч пробег до первого капитального ремонта, а также отделили доработанную тормозную систему с раздельным приводом и гидровакуумным усилителем на переднем контуре.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes