Внедорожники ГАЗ-61

Легковой седан повышенной проходимости с колесной формулой 4×4, который предназначался, в первую очередь, для высшего командного состава РККА (например, на таких машинах во время войны ездили Жуков Г.К. и Конев И.С.).

Это – не только первый полноприводный советский автомобиль, но еще и первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым типом кузова, а также третья в глобальном масштабе легковушка со всеми ведущими колесами в принципе.

ГАЗ-61 разрабатывался специально для советских военачальников под руководством конструктора Грачева В.А., получившего задание на создание машины с колесной формулой 4×4 в июле 1938 года. А ровно через год первый опытный образец вездехода уже проходил испытания.

ГАЗ-61-416

Примечательно, что изначально автомобиль проектировался с открытым кузовом типа фаэтон под индексом ГАЗ-61-40, однако в мелкосерийное производство он пошел уже с кузовом седан от модели ГАЗ-11-73 и в качестве ГАЗ-61-73, а машин с открытым верхом было создано чуть более трёх десятков (в форме артиллерийского тягача ГАЗ-61-416).

ГАЗ-61-73

Выпуск внедорожника продолжался с 1941 по 1945 года, и всего за это время свет увидело несколько сотен единиц.

в кабине ГАЗ-61

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4800 мм
    • ширина – 1770 мм
    • высота –  2080 мм
  • Колесная база – 2845 мм
  • Дорожный просвет – 360 мм
  • Снаряженная масса – 1650 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 60 литров
  • Конструкция – лонжеронная рама, с X-образным усилителем
  • Тип кузова – закрытый, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия
    • задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк»
  • Тормоза – механические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, шестицилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  3.5 литра
    • мощность – 76 л.с. при 3400 об/минуту
    • крутящий момент – 196 Нм при 1600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, с синхронизаторами
  • Сцепление – двухдисковое, сухое
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и раздаточной коробкой

Хоть ГАЗ-61 и остался в итоге всего лишь мелкосерийным продуктом, поскольку Горьковский автозавод был не в состоянии в то время массово производить еще сложный и металлоемкий легковой кузов, но эта полноприводная легковушка оказалась эпохальной для развития отечественных автомобилей повышенной проходимости.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes