Семейство ВАЗ-2108/2109 Спутник

Трехдверный хэтчбек субкомпактного класса, который стал первым массовым серийным автомобилем в СССР с ведущими колесами передней оси (до него легковушки подобного формата выпускались исключительно вынуждено и в небольших количествах). Именно с этой машины началась «современная эпоха АвтоВАЗа», причем на момент своего появления она позиционировалась с явным намеком на спорт.

Еще в 1971 году на Волжском автозаводе начали разрабатывать проект переднеприводного автомобиля, однако к созданию именно ВАЗ-2108 приступили лишь в мае 1977-го. Уже в конце 1978 года был представлен первый прототип трехдверки, а через несколько месяцев стартовали ее лабораторные испытания.

Трёхдверный ВАЗ-2108 Спутник

Полностью серийную «восьмерку» впервые продемонстрировали публике в сентябре 1984-го на выставке «Автопром-1984» на ВДНХ, а уже до конца того года с конвейера сошла первая партия из 2000 товарных машин. В следующем же году хэтчбек добрался и до покупателей, вызвав у советских автолюбителей настоящий восторг.

хэтчбек ВАЗ-2108 Спутник

Практически в неизменном виде ВАЗ-2108 выпускался до 1992 года, когда и пережил серьезное обновление (преимущественно визуальное), после чего продолжал свою «карьеру» до 2004-го. Совокупные продажи машины почти за 20 лет производства перевалили за 880 тысяч экземпляров.

Стоит отметить, что при создании «восьмерки» активно привлекались различные иностранные компании. Например, свою немалую лепту внесли, в том числе, специалисты из Porsche.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4006 мм
    • ширина – 1650 мм
    • высота –  1402 мм
  • Колесная база – 2460 мм
  • Дорожный просвет – 160 мм
  • Снаряженная масса – 915 кг
  • Количество дверей/мест – 3/5
  • Объем топливного бака – 43 литра
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, рычажно-пружинная, типа МакФерсон, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости
    • задняя – полузависимая, с поперечной балкой, продольными рычагами, цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – реечное, с противоугонным устройством
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с вакуумным усилителем
    • передние – дисковые
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.3 литра
    • мощность – 64 л.с. при 5600 об/минуту
    • крутящий момент –  94 Нм при 3600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4- или 5-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – передний

Lada Samara 1100 (ВАЗ-21081)

Вскоре после старта серийного производства «восьмерки» на Волжском автозаводе задумались об экспортных перспективах модели, и чтобы повысить ее привлекательность в глазах прижимистых европейцев, была создана «зажатая» модификация под названием ВАЗ-21081 (она же Lada Samara 1100).

Причем такой автомобиль, который выпускался до 1993 года, пришелся по вкусу и советским гражданам. Правда, «дефорсированные» хэтчбеки попадали в СССР в основном путем реэкспорта, и зачастую далеко не в свежем состоянии.

  Но стоит отметить, что визуально ВАЗ-21081 не имел каких-либо отличий от базовой легковушки.

Отличительные характеристики

  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.1 литра
    • мощность – 54 л.с. при 5600 об/минуту
    • крутящий момент –  79 Нм при 3600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – передний

Мощный ВАЗ-21083 Спутник

В 1987 году на Волжском автозаводе запустили серийное производство новой, наиболее мощной версии трехдверного хэтчбека под названием ВАЗ-21083. Именно такой автомобиль и стал наиболее востребованным у советских граждан, оставив в тени базовую 1.3-литровую модель, а его товарный выпуск продолжался практически до конца 1993 года.

При этом и экстерьер, и интерьер «топовой» легковушки целиком и полностью повторяли таковые у базовой модели.

Отличительные характеристики

  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.5 литра
    • мощность – 76 л.с. при 5400 об/минуту
    • крутящий момент –  116 Нм при 3000 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 5-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – передний

Пятидверный ВАЗ-2109 Спутник

В 1987 году на Волжском автозаводе началось серийное производство новой модификации «восьмерки» с пятидверным кузовом типа хэтчбек, которая получила собственный индекс – ВАЗ-2109.

хэтчбек ВАЗ-2109 Спутник

Именно такая модель в итоге и снискала наибольшую популярность у советских (а после и российских) граждан, поскольку была значительно практичнее трехдверки. На конвейере автомобиль продержался до 2005 года, и за это время его тираж превысил 1.6 миллиона штук.

Примечательно, но при внешнем сходстве, все же ВАЗ-2109 имел совершенно другие пропорции по сравнению с ВАЗ-2108, и при этом они были максимально унифицированы друг с другом. Не взаимозаменяемыми у моделей являлись боковые стороны и двери, а также некоторые элементы салона (например, дверные обшивки).

При этом по части внутренней вместимости у «девятки» с «восьмеркой» – абсолютный паритет, разве что только проникать на второй ряд сидений в пятидверке было куда удобнее.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4006 мм
    • ширина – 1650 мм
    • высота –  1402 мм
  • Колесная база – 2460 мм
  • Дорожный просвет – 165 мм
  • Снаряженная масса – 945 кг
  • Количество дверей/мест – 5/5
  • Объем топливного бака – 43 литра

Моторная гамма в полном составе перекочевала на ВАЗ-2109 с базового трехдверного хэтчбека:

  • ВАЗ-2109 оснащался бензиновым 1.3-литровым агрегатом (64 л.с. и 94 Нм), сочетавшимся  с 4- или 5-ступенчатой «механикой»;
  • ВАЗ-21091 приводился в движение мотором на 1.1 литра (54 л.с. и 79 Нм), который стыковался с механической коробкой на четыре передачи;
  • ВАЗ-21093 имел на «вооружении» 1.5-литровый «атмосферник» (76 л.с. и 116 Нм) в тандеме с 5-скоростной МКП.

Седан ВАЗ-21099 (LADA Samara)

Это – первый переднеприводный седан в истории Волжского автозавода, который до появления ВАЗ-2110 считался флагманом модельного ряда отечественного предприятия.

седан LADA Samara ВАЗ-21099

Разработка автомобиля началась еще в 1980 году, причем изначально он назывался ВАЗ-2110, а уже в 1983-м была сформирована его внешность, которая, к слову, отличалась передней частью от таковой на трех- и пятидверке. В 1985 году работы над машиной подходили в финалу, и тогда же на предприятии решили присвоить ей индекс ВАЗ-21099.

Вот только в то же время Волжскому автозаводу резко сократили финансирование, отчего до серийного производства седан дошел лишь в декабре 1990-го, незадолго до распада СССР. В дальнейшем на конвейере трехобъемник продержался до 2004 года, а его общий тираж составил более 1 миллиона экземпляров.

Стоит отметить, что ВАЗ-21099 изначально отличался от ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 передней частью – он «щеголял» длинными крыльями и капотом, без пластикового «клюва». В салоне же различия заключались в иной приборной панели серого цвета. К слову, все эти нововведения впоследствии перекочевали и на другие модели семейства «Самара» после модернизации.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4205 мм
    • ширина – 1650 мм
    • высота –  1402 мм
  • Колесная база – 2460 мм
  • Дорожный просвет – 170 мм
  • Снаряженная масса – 950 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 43 литра

Из-за «престижного статуса», на седан не устанавливался 1.1-литрвый двигатель, а его гамма включала в себя следующие модификации:

  • ВАЗ-210993 оснащался 1.3-литровым агрегатом (64 л.с. и 94 Нм), который стыковался с 5-скоростной «механикой»;
  • ВАЗ-210990 «щеголял» двигателем рабочим объемом 1.5 литра (76 л.с. и 116 Нм), работавшим вскладчину с 5МКПП.
Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes