Заднеприводный седан «третьей группы малого класса» (он же «B-сегмент» по современным меркам), который на момент своего появления являлся флагманом модельного ряда Волжского автозавода.
Это – один из самых массовых автомобилей в истории СССР, России и СНГ, который изначально задумывался как еще более «люксовая» версия (так сказать, «полный фарш») опять-таки «люксовой» модели ВАЗ-2103.
Базовый седан ВАЗ-2106 Жигули
Примечательно, но индекс ВАЗ-2106 была запланирован еще в 1968 году, а присвоить его собирались «люксовому» седану второго поколения (то есть будущей «семерке»). Но в начале 1970-х годов ВАЗу поручили создать автомобиль, ориентированный, в первую очередь, на экспорт, и за основу для него взяли «топовую» ВАЗ-21031, в дизайн и технику которой внесли целый ряд изменений. Ну а чтобы отчитаться перед начальством о новой модели, легковушке отделили собственный «ноль шестой» индекс.

Самую первую серийную «шестерку» собрали на главном конвейере Волжского автозавода в конце 1975 года, однако полноценное производство трехобъемника запустили лишь в феврале 1976-го. За историю существования машина постоянно подвергалась небольшим доработкам, а свой «жизненный цикл» продолжала до 2006 года, причем в последние годы ее сборка велась на Ижевском автозаводе. Всего же за три десятилетия свет увидело 4.3 миллиона штук ВАЗ-2106 «Жигули».
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4166 мм
- ширина – 1611 мм
- высота – 1440 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 170 мм
- Снаряженная масса – 1045 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 40 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, пружинная, на двух поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, пружинная, с реактивными штангами и гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.6 литра
- мощность – 80 л.с. при 5400 об/минуту
- крутящий момент – 121 Нм при 3500 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Седан ВАЗ-21061 Жигули (Lada 1500S)
Именно эта версия «шестерки» оказалась наиболее массовой, а ее серийное производство велось с 1979 по 2006 года. Внешне и внутри ВАЗ-21061 практически ничем не отличалась от базовой модели, за исключением небольших деталей, да и конструктивных отличий как таковых не было.

Главная «изюминка» седана скрывалась под капотом – он приводился в движение 1.5-литровым двигателем ВАЗ-2103, который генерировал 77 л.с. при 5600 об/минуту и 108 Нм пиковой тяги при 3500 об/минуту. Изначально мотор сочетался с 4-ступенчатой «механикой», но с 1985-го его стали стыковать с 5-скоростной «ручной» коробкой передач.
Седан ВАЗ-21063 Жигули (Lada 1300S)
В 1979 году на Волжском автозаводе начали выпускать новую модификацию «шестерки» – ВАЗ-21063. Серийная «карьера» такого автомобиля продолжалась до 1994-го, после чего его сняли с конвейера, а все из-за того, что в том же году было прекращено производство двигателей ВАЗ-2101 и 21011.

Такой автомобиль отличался от просто ВАЗ-2106 улучшенной комплектацией – ему полагались электрический вентилятор (вместо крыльчатки, приводимой ремнем), датчик давления масла, а также система выпуска отработавших газов с одним резонатором.
На «вооружении» ВАЗ-21061 состоял бензиновый 1.3-литровый агрегат ВАЗ-21011, производивший 69 л.с. при 5600 об/минуту и 99 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту, который трудился вскладчину с механической коробкой на четыре передачи.
Экспортный седан ВАЗ-21065 Жигули
Это – модернизированный и улучшенный вариант базовой модели, выпуск которого осуществлялся с 1990 по 2001 года. Стоит отметить, что большая часть ВАЗ-21065 отправлялась на экспорт, но часть автомобилей оседали и на отечественном рынке.

Автомобиль оснащался тем же 1.6-литровым мотором (80 л.с. и 121 Нм), что и просто «шестерка», но в тандеме с ним устанавливалась 5-ступенчатая «механика». Кроме того, распознать такой седан на фоне базового «собрата» позволяли:
- бесконтактная система зажигания,
- более производительный карбюратор,
- травмобезопасная рулевая колонка (от ВАЗ-2107),
- галогеновые фары,
- сиденья с подголовниками,
- более качественная отделка,
- электростеклоподъемники,
- электрообогрев заднего стекла…
Были у ВАЗ-21065 и визуальные отличия – алюминиевые бампера и колеса от ВАЗ-2105 «Жигули».
У «шестерки» сложилась довольно-таки интересная судьба: от «люксовой» и одной из самых престижных легковушек в стране (в «табели о рангах» выше находилась только «Волга») на старте продаж, о которой мечтали миллионы советских граждан, этот автомобиль в 1990-х годах «докатился» до статуса наиболее дешевой вазовской модели, переставшей быть «пределом мечтаний».
Но это никак не помешало ВАЗ-2106 «Жигули» стать одной из легенд отечественного автопрома, о которой и сегодня многие автолюбители вспоминают исключительно с улыбкой на лице.