Заднеприводный седан «третьей группы малого класса» (по современным меркам – это «B-сегмент») и, по совместительству, самый длительно выпускавшийся автомобиль классического семейства, «жизненный цикл» которого продлился три десятка лет (причем без каких-либо существенных изменений).
Эта легковушка предназначалась, в первую очередь, для простых советских (а после – и российских) граждан, но также получила широкое распространение среди спецслужб (МВД, КГБ и т.д.).
Седан ВАЗ-2105 Жигули 1300 S

ВАЗ-2105 «Жигули», ставший родоначальником «второго поколения» классических вазовских машин, поступил в серийное производство в январе 1980 года, однако первые опытно-промышленные образцы четырехдверки были выпущены еще в конце 1979-го. Автомобиль стал плодом серьезной модернизации «копейки», причем с полным сохранением каркаса и технологии изготовления кузова, но с совершенно иными внешними панелями.
На конвейере седан держался до декабря 2010 года, после чего «ушел на покой», а за это время его тираж перевалил за 2 миллиона экземпляров (причем больше половины из них произвели именно в советские годы).
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4130 мм
- ширина – 1620 мм
- высота – 1446 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 154 мм
- Снаряженная масса – 995 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 40 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, пружинная, на двух поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, пружинная, с реактивными штангами и гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.3 литра
- мощность – 64 л.с. при 5600 об/минуту
- крутящий момент – 94 Нм при 3400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Седан ВАЗ-21051 Lada 1200 S
В 1980 году на Волжском автозаводе запустили в серию ВАЗ-21051 «Жигули» – в целом четырехдверка повторяла стандартную «пятерку», за исключением определенных технических моментов.

Главным отличием данной модификации являлся двигатель – на ее «вооружении» состоял бензиновый 1.2-литровый агрегат ВАЗ-2101, вырабатывавший 59 л.с. при 5600 об/минуту и 85 Нм пиковой тяги при 3400 об/минуту, который стыковался с 4-ступенчатой МКП.
На конвейере ВАЗ-21051 продержался до 1994 года, после чего его производство было прекращено.
Седан ВАЗ-21053 Lada 1500 S
Именно ВАЗ-21053 стал самой распространенной версией в истории «пятерки» – серийный выпуск такой модели велся с 1980 по 2010 года.

Визуально от базовой модели такой седан не имел каких-либо отличий, но под капотом у него скрывался бензиновый 1.5-литровый двигатель от ВАЗ-2103, который генерировал 71 лошадиную силу при 5600 об/минуту и 104 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту. Вплоть до 2004-го мотор оснащался карбюраторным впрыском, и только после его перевели на инжектор.
Кроме того, изначально агрегат стыковался с 4-ступенчатой «механикой», однако в 1985 году ей на смену пришла 5-скоростная коробка передач.
Универсал ВАЗ-2104 Жигули
Заднеприводный универсал ВАЗ-2104 «Жигули», который в итоге оказался последней моделью в классическом вазовском семействе, запустили в серийное производство в 1984 году. На конвейере машина находилась до 2012-го, причем в итоге ее сборка велась не только на Волжском автозаводе, но также в Ижевске, Сызрани и Аргуне.

Технически и конструктивно «четверка» почти ничем не отличалась от ВАЗ-2105, за исключением компоновки самого кузова. Внутри универсал также практически полностью повторял базовый седан, а его основная особенность заключалась в складываемом заднем сиденье – оно позволяло увеличивать объем багажника с 375 до 1340 литров.
Отличительные характеристики
- Размеры:
- длина – 4115 мм
- ширина – 1620 мм
- высота – 1443 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 170 мм
- Снаряженная масса – 1020 кг
- Количество дверей/мест – 5/5
- Объем топливного бака – 43 литра
Седан ВАЗ-2107 Жигули
Заднеприводный седан ВАЗ-2107 «Жигули» встал на конвейер Волжского автозавода весной 1982 года. Автомобиль считался «люксовым» исполнением «пятерки», а на момент своего появления являлся флагманом модельного ряда отечественного автопроизводителя, да и в целом в «табели о рангах» в советские времена дороже и престижнее являлись только «Волги» (естественно, не считая моделей для первых лиц государства).

Эта четырехдверка на несколько десятков лет пережила страну, в которой была разработана – ее производство велось до 2012 года, причем последние экземпляры легковушки собирали на Ижевском автозаводе и на предприятиях соседней Украины. За свою практически тридцатилетнюю карьеру автомобиль разошелся в количестве свыше трех миллионов единиц.
По кузову ВАЗ-2107 был максимально унифицирован с «пятеркой», но отличался более «престижной» внешностью – снаружи «люксовый» седан выделялся крупной хромированной решеткой радиатора, пластиковыми бамперами и иным рисунком задних фонарей.
Внутри же конструкторы «семерки» отыгрались по полной – машина «щеголяла» совершенно иным интерьером с длинной центральной консолью, информативной комбинацией приборов (с тахометром, вольтметром и указателем давления масла), анатомическими передними креслами с интегрированными подголовниками и более качественной отделкой (мягкие пластики, ворс, велюр). Кроме того, седан обладал модернизированной системой вентиляции и отопления с дополнительными воздуховодами.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4145 мм
- ширина – 1620 мм
- высота – 1446 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 154 мм
- Снаряженная масса – 1060 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 40 литров
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.5 литра
- мощность – 73 л.с. при 5600 об/минуту
- крутящий момент – 104 Нм при 3400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 5-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний