Мотоколяска СМЗ С-3Д

Заднеприводный двухместный автомобиль-мотоколяска, который хоть и обладал скромными размерами и непритязательным дизайном, но со своей обязанностью справлялся отлично – эта легковушка предназначалась для передвижения людей с ограниченными возможностями.

Примечательно, что в СССР инвалидам первой группы такой транспорт выдавался совершенно бесплатно, а инвалидам третьей группы – примерно за 20% от стоимости (ну и еще им требовалось дождаться своей очереди, которая могла растягиваться на 5-7 лет).

инвалидка СМЗ С-3Д

Работы по созданию новой модели под названием СМЗ-С3Д начались на Серпуховском автозаводе в конце 1960-х годов, а ее серийное производство началось в 1970 году. Конвейерная «карьера» малолитражки длилась более четверти века – последние 300 экземпляров покинули предприятие в городе Серпухов осенью 1997-го, общий же тираж машины перевалил за 223 тысячи единиц.

в кабине мотоколяски СМЗ С-3Д

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 2595 мм
    • ширина – 1380 мм
    • высота –  1700 мм
  • Колесная база – 1700 мм
  • Дорожный просвет – 170 мм
  • Снаряженная масса – 498 кг
  • Количество дверей/мест – 2/2
  • Объем топливного бака – 18 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах
    • задняя – независимая, торсионная, на одинарных продольных рычагах
  • Рулевое управление – реечного типа, с двухзвенной рулевой трапецией
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, одноцилиндровый, мотоциклетного типа
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  0.4 литра
    • мощность – 12-14 л.с. при 3600 об/минуту
    • крутящий момент –  25 Нм
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, мокрое
  • Тип привода – задний

Без преувеличения, но эта крохотная и местами забавная машина из Серпухова оставила заметный слет в истории советского (и российского) автопрома. Судите сами: ни до СМЗ С-3, ни после в принципе на территории СНГ не было больше ни одного автомобиля для людей с ограниченными возможностями, который производился бы многотысячным тиражом. А ведь данная легковушка позволяла огромному количеству инвалидов обрести одну из важнейших свобод – возможность передвижения.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes