Заднеприводный двухместный автомобиль-мотоколяска, который хоть и обладал скромными размерами и непритязательным дизайном, но со своей обязанностью справлялся отлично – эта легковушка предназначалась для передвижения людей с ограниченными возможностями.
Примечательно, что в СССР инвалидам первой группы такой транспорт выдавался совершенно бесплатно, а инвалидам третьей группы – примерно за 20% от стоимости (ну и еще им требовалось дождаться своей очереди, которая могла растягиваться на 5-7 лет).

Работы по созданию новой модели под названием СМЗ-С3Д начались на Серпуховском автозаводе в конце 1960-х годов, а ее серийное производство началось в 1970 году. Конвейерная «карьера» малолитражки длилась более четверти века – последние 300 экземпляров покинули предприятие в городе Серпухов осенью 1997-го, общий же тираж машины перевалил за 223 тысячи единиц.

Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 2595 мм
- ширина – 1380 мм
- высота – 1700 мм
- Колесная база – 1700 мм
- Дорожный просвет – 170 мм
- Снаряженная масса – 498 кг
- Количество дверей/мест – 2/2
- Объем топливного бака – 18 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах
- задняя – независимая, торсионная, на одинарных продольных рычагах
- Рулевое управление – реечного типа, с двухзвенной рулевой трапецией
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, одноцилиндровый, мотоциклетного типа
- тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
- рабочий объем – 0.4 литра
- мощность – 12-14 л.с. при 3600 об/минуту
- крутящий момент – 25 Нм
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, мокрое
- Тип привода – задний
Без преувеличения, но эта крохотная и местами забавная машина из Серпухова оставила заметный слет в истории советского (и российского) автопрома. Судите сами: ни до СМЗ С-3, ни после в принципе на территории СНГ не было больше ни одного автомобиля для людей с ограниченными возможностями, который производился бы многотысячным тиражом. А ведь данная легковушка позволяла огромному количеству инвалидов обрести одну из важнейших свобод – возможность передвижения.