Переднеприводный пятидверный автомобиль компактного сегмента (по современным меркам), который стал не только первой серийной легковушкой с ведущими передними колесами в истории Московского автозавода, но еще и первым хэтчбеком (до него были только лифтбеки).
Кроме того, именно эта машина оказалась, по сути, последней в истории предприятия моделью (после появлялись лишь бестолковые удлиненные и купированные версии).

Разработка Москвича-2141 началась еще в 1977 году, причем за основу для нового автомобиля было поручено взять французскую пятидверку Simca 1307 (у которой, к слову позаимствовали немало решений). Уже в 1978-м представили первый опытный образец под названием 2141-С7, а в 1981 году – очередной прототип, который был уже близок к будущим серийным машинам.
Полностью товарную пятидверку продемонстрировали в 1985-м, а уже в феврале следующего года началось ее полноценное производство на заводе АЗЛК. В итоге на конвейере хэтчбек продержался до 2002 года, и за это время он неоднократно модернизировался и обрастал новыми модификациями, но все данные события случились уже после распада СССР.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4350 мм
- ширина – 1690 мм
- высота – 1400 мм
- Колесная база – 2580 мм
- Дорожный просвет – 140 мм
- Снаряженная масса – 1080 кг
- Количество дверей/мест – 5/5
- Объем топливного бака – 55 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, рычажно-пружинная, типа МакФерсон, с поперечными направляющими рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, рычажно-пружинная, с продольными рычагами, поперечной штангой, гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором торсионного типа
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с вакуумным усилителем
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.6 литра
- мощность – 76 л.с. при 5400 об/минуту
- крутящий момент – 121 Нм при 3000 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 5-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – передний
Модернизация Москвич-21412
В 1988 году на АЗЛК запустили серийное производство нового варианта хэтчбека под названием Москвич-21412, который продержался на конвейере до 1994-го.
Такой автомобиль визуально ничем не отличался от базовой легковушки, а его основная особенность скрывалась под капотом: вместо вазовского мотора там устанавливался агрегат УЗАМ-331.10.
Отличительные характеристики
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.5 литра
- мощность – 72 л.с. при 5500 об/минуту
- крутящий момент – 106 Нм при 3200 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 5-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – передний
Москвич-2141 в итоге прожил хоть и нелегкую, но весьма яркую жизнь, причем наиболее запоминающиеся события случились с хэтчбеком уже после распада СССР: именно в «российской страничке истории» у пятидверки появились и иностранные двигатели, и множество различных модификаций.