- Базовая Волга ГАЗ-24
- Технические характеристики
- Универсал ГАЗ 24-02
- Отличительные характеристики
- Таксомотор ГАЗ 24-01
- Отличительные характеристики
- Мощные седаны ГАЗ 24-24 и 24-34
- Технические характеристики
- Модернизированный ГАЗ 24-10
- Технические характеристики
- Универсал ГАЗ 24-12
- Технические характеристики
- Внедорожный седан ГАЗ 24-95
Заднеприводный седан среднего класса (он же «D-сегмент» по современным меркам) и, по совместительству, последний принципиально новый советский автомобиль подобного формата (все последующие модели – результат модернизации).
Базовая Волга ГАЗ-24
В свое время эта легковушка являлась самой престижной машиной «в табели о рангах», которую можно было приобрести в личное пользование (но мало кто мог ее себе позволить), однако большим спросом четырехдверка пользовалась в различных государственных учреждениях и спецслужбах (такси, милиция, скорая и т.д.).

Разработка новой модели на смену ГАЗ-21 «Волга» началась на Горьковском автозаводе в 1961 году, тогда же был представлен один из первых макетов будущего ГАЗ-24. В 1965-м показали эскизы практически серийной машины, причем с первоначальным вариантом у нее не было совершенно ничего общего, а в 1966 году построили два ходовых прототипа для дорожных испытаний.
Примечательно, но уже в 1967 году «Автоэкспорт» объявил о запуске производства ГАЗ-24 «Волга», чем совершил огромную ошибку: потоковый выпуск новой модели на самом деле еще не наладили, а вот на продажах «двадцать первой» это сказалось моментально резким падением спроса.
Полноценно седан встал на конвейер лишь в 1968 году и держался на нем до 1986 года, однако дальнейшие модификации модели выпускались вплоть до 1993-го. Совокупный тираж «двадцать четвертой» за все время перевалил за 2 миллиона экземпляров.
Стоит отметить, что ГАЗ-24 «Волга» разрабатывалась с оглядкой на два с лишним десятка зарубежных аналогов из первой половины 1960-х годов, однако ни одного из них автомобиль не копировал. Среди них можно отметить Ford Falcon, Mercedes-Benz 220, Peugeot 404, Volvo 122S и другие.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4735 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1490 мм
- Колесная база – 2800 мм
- Дорожный просвет – 174 мм
- Снаряженная масса – 1420 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 55 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 95 л.с. при 4500 об/минуту
- крутящий момент – 190 Нм при 2400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Универсал ГАЗ 24-02
Заднеприводный универсал среднего класса ГАЗ-24-02 «Волга» поступил в серийное производство в декабре 1972 года, а свое «карьеру» продолжал до 1987-го, когда и был заменен модернизированным вариантом. Примечательно, но именно грузопассажирская модель считалась среди советских граждан одной из самых престижных и недоступных, и все из-за вместительного и трансформируемого салона.

Хоть кузов ГАЗ-24-02 и был максимально унифицирован с базовым седаном, но все элементы, начиная от средней стойки кузова, у него были собственные. Та же история наблюдалась и в салоне: в передней части – полный паритет с четырехдверной моделью, сзади же у универсала устанавливалось раздельное складываемое сиденье, а в огромном багажнике – еще пара кресел. То есть общая вместимость «сарая» могла достигать семи человек, а его грузоподъемность составляла 400 кг.
С конструктивной же точки зрения, грузопассажирская «Волга» не имела каких-то значимых отличий от стандартной модели, за исключением разве что только усиленных задних рессор.
Отличительные характеристики
- Размеры:
- длина – 4735 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1576 мм
- Колесная база – 2800 мм
- Дорожный просвет – 174 мм
- Снаряженная масса – 1550 кг
- Количество дверей/мест – 5/7
- Объем топливного бака – 55 литров
Таксомотор ГАЗ 24-01
В 1971 году на Горьковском автозаводе запустили в серию седан под индексом ГАЗ-24-01 «Волга» – этот автомобиль предназначался специально для работы в таксомоторных парках (изначально окрашивался в основном в фисташковый цвет, а затем – в желтый) и отличался обивкой сидений кожзаменителем, упрощенным задним диваном, а также таксометром под панелью приборов. Кроме того, у таких машин не было антенны и радиоприемника.

Главное же отличие седана-такси заключалось в дефорсированном двигателе под капотом (допускающий низкооктановый бензин), из-за чего именно такие четырехдверки и желали заполучить многие советские граждане после их списания со службы: ведь внешне это была все та же «Волга», но более доступная и экономичная.
Выпуск ГАЗ-24-01 продолжался до 1977 года, после чего на смену ей пришла модернизированная модель.
Отличительные характеристики
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 85 л.с. при 4500 об/минуту
- крутящий момент – 175 Нм при 2400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Мощные седаны ГАЗ 24-24 и 24-34
С 1973 года на Горьковском автозаводе выпускалась специальная модификация седана – ГАЗ-24-24 «Волга», которая предназначалась, в первую очередь, для сопровождения кортежей партийных верхов и негласного наблюдения за иностранными дипломатами. В первоначальном виде автомобиль производился до 1986 года, а затем после модернизации получил индекс ГАЗ-24-34, сохранив при этом нетронутой техническую составляющую.
К слову, в настоящее время именно такие машины являются наиболее желанными среди коллекционеров, а все из-за своей большой редкости.

Внешне автомобиль ничем не отличался от базового седана, но при этом он имел усиленную подвеску, доработанный кузов и в целом более производительную техническую «начинку», а в его салоне устанавливалось различное специальное оборудование.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4735 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1490 мм
- Колесная база – 2800 мм
- Дорожный просвет – 174 мм
- Снаряженная масса – 1790 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 55 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом, с гидроусилителем руля
- Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 5.5 литров
- мощность – 195 л.с. при 4400 об/минуту
- крутящий момент – 412 Нм при 2500 об/минуту
- Трансмиссия – автоматическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с гидротрансформатором
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Модернизированный ГАЗ 24-10
Серийное производство ГАЗ-24-10 «Волга» началось в конце 1985 года, однако процесс обновления «двадцать четвертой» запустили в 1982-м, причем получился он весьма интересным.
В 1981 году начался выпуск модели ГАЗ-3102 «Волга», которая должна была заменить ГАЗ-24, но она после выхода приняла статус «элитного автомобиля», отчего партийная элита была категорически против, чтобы «машина для чиновников и генералов, одновременно еще и работала в такси». Так и родился на свет ГАЗ-24-10 – седан со старым кузовом, но с новой «начинкой».

На конвейере четырехдверка продержалась до 1993 года, когда и уступила место ГАЗ-31029, а за восемь лет она успела разойтись в количестве свыше 417 тысяч единиц.
От ГАЗ-24 «Волга» модель под названием ГАЗ-24-10 отличалась обновленной внешностью (черная пластиковая решетка радиатора, «безопасные» ручки дверей, окна дверей без форточек и т.д.), полностью переработанным салоном, а также модернизированной технической составляющей.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4735 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1476 мм
- Колесная база – 2800 мм
- Дорожный просвет – 174 мм
- Снаряженная масса – 1400 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 55 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 100 л.с. при 4500 об/минуту
- крутящий момент – 182 Нм при 2600 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Универсал ГАЗ 24-12
В 1987 года на Горьковском автозаводе стартовал серийный выпуск универсала ГАЗ-24-12 «Волга» – модернизированного варианта ГАЗ-24-02, который получил прежний (но доработанный) кузов, салон и техническую «начинку» от более престижной модели ГАЗ-3102 «Волга».

Товарная «карьера» пятидверки подошла к концу в 1992 году, а ей на смену пришел ГАЗ- 31022 (на базе ГАЗ-31029).
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4735 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1576 мм
- Колесная база – 2800 мм
- Дорожный просвет – 174 мм
- Снаряженная масса – 1540 кг
- Количество дверей/мест – 5/7
- Объем топливного бака – 55 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 100 л.с. при 4500 об/минуту
- крутящий момент – 182 Нм при 2600 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
«Волга» в «двадцать четвертом» кузове – поистине легендарный автомобиль, по крайней мере, в рамках советского автопрома, и это при том факте, что даже на момент своего появления легковушка практически по всем параметрам не дотягивала до иностранных аналогов.
Внедорожный седан ГАЗ 24-95
Полноприводная модификация 24-го седана – комфортабельный безрамный внедорожник, созданный с использованием отдельных агрегатов УАЗ-469 и инженерного опыта по созданию М-72. Полноприводная трансмиссия была значительно переработана и отличалась «бесшумной» работой. Клиренс был увеличен до 205 мм, но и максимальная скорость ограничена отметкой в 115 км/ч.

В серию, к сожалению, такой автомобиль не пошел и с 1974-го по 1975-й года было построено 5 экземпляров. Один седан-внедорожник обслуживал генерального секретаря Л.И. Брежнева в охотничьем угодье Завидово, второй остался в ОКБ ГАЗ, остальные три машины были распределены в обком партии, военный округ и милицию города Горького и Горьковской области.