Семейство ГАЗ-24 Волга

Заднеприводный седан среднего класса (он же «D-сегмент» по современным меркам) и, по совместительству, последний принципиально новый советский автомобиль подобного формата (все последующие модели – результат модернизации).

Базовая Волга ГАЗ-24

В свое время эта легковушка являлась самой престижной машиной «в табели о рангах», которую можно было приобрести в личное пользование (но мало кто мог ее себе позволить), однако большим спросом четырехдверка пользовалась в различных государственных учреждениях и спецслужбах (такси, милиция, скорая и т.д.).

седан ГАЗ-24 Волга

Разработка новой модели на смену ГАЗ-21 «Волга» началась на Горьковском автозаводе в 1961 году, тогда же был представлен один из первых макетов будущего ГАЗ-24. В 1965-м показали эскизы практически серийной машины, причем с первоначальным вариантом у нее не было совершенно ничего общего, а в 1966 году построили два ходовых прототипа для дорожных испытаний.

Примечательно, но уже в 1967 году «Автоэкспорт» объявил о запуске производства ГАЗ-24 «Волга», чем совершил огромную ошибку: потоковый выпуск новой модели на самом деле еще не наладили, а вот на продажах «двадцать первой» это сказалось моментально резким падением спроса.

Полноценно седан встал на конвейер лишь в 1968 году и держался на нем до 1986 года, однако дальнейшие модификации модели выпускались вплоть до 1993-го. Совокупный тираж «двадцать четвертой» за все время перевалил за 2 миллиона экземпляров.

Стоит отметить, что ГАЗ-24 «Волга» разрабатывалась с оглядкой на два с лишним десятка зарубежных аналогов из первой половины 1960-х годов, однако ни одного из них автомобиль не копировал. Среди них можно отметить Ford Falcon, Mercedes-Benz 220, Peugeot 404, Volvo 122S и другие.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4735 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1490 мм
  • Колесная база – 2800 мм
  • Дорожный просвет – 174 мм
  • Снаряженная масса – 1420 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 55 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
    • задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.5 литра
    • мощность – 95 л.с. при 4500 об/минуту
    • крутящий момент –  190 Нм при 2400 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Универсал ГАЗ 24-02

Заднеприводный универсал среднего класса ГАЗ-24-02 «Волга» поступил в серийное производство в декабре 1972 года, а свое «карьеру» продолжал до 1987-го, когда и был заменен модернизированным вариантом. Примечательно, но именно грузопассажирская модель считалась среди советских граждан одной из самых престижных и недоступных, и все из-за вместительного и трансформируемого салона.

универсал ГАЗ-24-02 Волга

Хоть кузов ГАЗ-24-02 и был максимально унифицирован с базовым седаном, но все элементы, начиная от средней стойки кузова, у него были собственные. Та же история наблюдалась и в салоне: в передней части – полный паритет с четырехдверной моделью, сзади же у универсала устанавливалось раздельное складываемое сиденье, а в огромном багажнике – еще пара кресел. То есть общая вместимость «сарая» могла достигать семи человек, а его грузоподъемность составляла 400 кг.

С конструктивной же точки зрения, грузопассажирская «Волга» не имела каких-то значимых отличий от стандартной модели, за исключением разве что только усиленных задних рессор.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4735 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1576 мм
  • Колесная база – 2800 мм
  • Дорожный просвет – 174 мм
  • Снаряженная масса – 1550 кг
  • Количество дверей/мест – 5/7
  • Объем топливного бака – 55 литров

Таксомотор ГАЗ 24-01

В 1971 году на Горьковском автозаводе запустили в серию седан под индексом ГАЗ-24-01 «Волга» – этот автомобиль предназначался специально для работы в таксомоторных парках (изначально окрашивался в основном в фисташковый цвет, а затем – в желтый) и отличался обивкой сидений кожзаменителем, упрощенным задним диваном, а также таксометром под панелью приборов. Кроме того, у таких машин не было антенны и радиоприемника.

такси ГАЗ-24-01 Волга

Главное же отличие седана-такси заключалось в дефорсированном двигателе под капотом (допускающий низкооктановый бензин), из-за чего именно такие четырехдверки и желали заполучить многие советские граждане после их списания со службы: ведь внешне это была все та же «Волга», но более доступная и экономичная.

Выпуск ГАЗ-24-01 продолжался до 1977 года, после чего на смену ей пришла модернизированная модель.

Отличительные характеристики

  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.5 литра
    • мощность – 85 л.с. при 4500 об/минуту
    • крутящий момент –  175 Нм при 2400 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Мощные седаны ГАЗ 24-24 и 24-34

С 1973 года на Горьковском автозаводе выпускалась специальная модификация седана – ГАЗ-24-24 «Волга», которая предназначалась, в первую очередь, для сопровождения кортежей партийных верхов и негласного наблюдения за иностранными дипломатами. В первоначальном виде автомобиль производился до 1986 года, а затем после модернизации получил индекс ГАЗ-24-34, сохранив при этом нетронутой техническую составляющую.

К слову, в настоящее время именно такие машины являются наиболее желанными среди коллекционеров, а все из-за своей большой редкости.

спец.автомобиль ГАЗ-24-24 Волга

Внешне автомобиль ничем не отличался от базового седана, но при этом он имел усиленную подвеску, доработанный кузов и в целом более производительную техническую «начинку», а в его салоне устанавливалось различное специальное оборудование.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4735 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1490 мм
  • Колесная база – 2800 мм
  • Дорожный просвет – 174 мм
  • Снаряженная масса – 1790 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 55 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
    • задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом, с гидроусилителем руля
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
    • передние – дисковые
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  5.5 литров
    • мощность – 195 л.с. при 4400 об/минуту
    • крутящий момент –  412 Нм при 2500 об/минуту
  • Трансмиссия – автоматическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с гидротрансформатором
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Модернизированный ГАЗ 24-10

Серийное производство ГАЗ-24-10 «Волга» началось в конце 1985 года, однако процесс обновления «двадцать четвертой» запустили в 1982-м, причем получился он весьма интересным.

В 1981 году начался выпуск модели ГАЗ-3102 «Волга», которая должна была заменить ГАЗ-24, но она после выхода приняла статус «элитного автомобиля», отчего партийная элита была категорически против, чтобы «машина для чиновников и генералов, одновременно еще и работала в такси». Так и родился на свет ГАЗ-24-10 – седан со старым кузовом, но с новой «начинкой».

седан ГАЗ-24-10 Волга

На конвейере четырехдверка продержалась до 1993 года, когда и уступила место ГАЗ-31029, а за восемь лет она успела разойтись в количестве свыше 417 тысяч единиц.

От ГАЗ-24 «Волга» модель под названием ГАЗ-24-10 отличалась обновленной внешностью (черная пластиковая решетка радиатора, «безопасные» ручки дверей, окна дверей без форточек и т.д.), полностью переработанным салоном, а также модернизированной технической составляющей.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4735 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1476 мм
  • Колесная база – 2800 мм
  • Дорожный просвет – 174 мм
  • Снаряженная масса – 1400 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 55 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
    • задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.5 литра
    • мощность – 100 л.с. при 4500 об/минуту
    • крутящий момент – 182 Нм при 2600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Универсал ГАЗ 24-12

В 1987 года на Горьковском автозаводе стартовал серийный выпуск универсала ГАЗ-24-12 «Волга» – модернизированного варианта ГАЗ-24-02, который получил прежний (но доработанный) кузов, салон и техническую «начинку» от более престижной модели ГАЗ-3102 «Волга».

универсал ГАЗ-24-12 Волга

Товарная «карьера» пятидверки подошла к концу в 1992 году, а ей на смену пришел ГАЗ- 31022 (на базе ГАЗ-31029).

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4735 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1576 мм
  • Колесная база – 2800 мм
  • Дорожный просвет – 174 мм
  • Снаряженная масса – 1540 кг
  • Количество дверей/мест – 5/7
  • Объем топливного бака – 55 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, шкворневая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
    • задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные, с гидровакуумным усилителем
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.5 литра
    • мощность – 100 л.с. при 4500 об/минуту
    • крутящий момент – 182 Нм при 2600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

«Волга» в «двадцать четвертом» кузове – поистине легендарный автомобиль, по крайней мере, в рамках советского автопрома, и это при том факте, что даже на момент своего появления легковушка практически по всем параметрам не дотягивала до иностранных аналогов.

Внедорожный седан ГАЗ 24-95

Полноприводная модификация 24-го седана – комфортабельный безрамный внедорожник, созданный с использованием отдельных агрегатов УАЗ-469 и инженерного опыта по созданию М-72. Полноприводная трансмиссия была значительно переработана и отличалась «бесшумной» работой. Клиренс был увеличен до 205 мм, но и максимальная скорость ограничена отметкой в 115 км/ч.

внедорожный седан ГАЗ-24-95 Волга

В серию, к сожалению, такой автомобиль не пошел и с 1974-го по 1975-й года было построено 5 экземпляров. Один седан-внедорожник обслуживал генерального секретаря Л.И. Брежнева в охотничьем угодье Завидово, второй остался в ОКБ ГАЗ, остальные три машины были распределены в обком партии, военный округ и милицию города Горького и Горьковской области.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes