Седаны ЗАЗ-966/968 Запорожец

Заднеприводный малолитражный седан «особо малого класса» с заднемоторной компоновкой и действительно легендарный народный автомобиль, который хоть и не блистал комфортом или динамикой, но отличался простой, крепкой и надежной конструкцией, а также вполне себе приемлемым ценником. Эта легковушка позиционировалась в качестве «полноценного семейного транспорта», в котором могли поместиться четыре человека.

Разработка ЗАЗ-966 на запорожском заводе «Коммунар» началась еще весной 1961 года, практически сразу после запуска в серию «первенца» ЗАЗ-965, у которой обнаружилось множество недостатков. А уже в ноябре того же года на ВДНХ был продемонстрирован первый опытный образец легковушки.

Правда, довести машину до конвейера смогли только в 1966 году, причем изначально она выпускалась во «временном» варианте – с новой внешностью, но двигателем от предыдущей модели. Полномасштабное же производство «966-го» с собственным мотором наладили лишь 1968-м.

Серийный выпуск двухдверки в таком виде продолжался до 1972 года, однако модернизированные варианты ЗАЗ-966 «Запорожец» (правда, под другим индексом) выпускались вплоть до 1994-го. Совокупный тираж автомобиля (с учетом всех вариантов исполнений) почти за три десятилетия перевалил за 2.5 миллиона штук.

ЗАЗ-966 Запорожец

Технические характеристики ЗАЗ-966

  • Размеры:
    • длина – 3730 мм
    • ширина – 1535 мм
    • высота –  1370 мм
  • Колесная база – 2160 мм
  • Дорожный просвет – 190 мм
  • Снаряженная масса – 720 кг
  • Количество дверей/мест – 2/4
  • Объем топливного бака – 40 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, параллелограммного типа, со сдвоенными продольными рычагами и парой поперечных наборно-пластинчатых торсионов
    • задняя – зависимая, пружинная, с h-образными продольно-качающимися рычагами и гидравлическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  1.2 литра
    • мощность – 40 л.с. при 4400 об/минуту
    • крутящий момент –  74 Нм при 2900 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Переходная модель: ЗАЗ-966В

Именно с версии ЗАЗ-966В началась история данной модели, где буква «В» означала «временный». Производство такого седана началось в 1966 году и велось до 1968-го (хотя «инвалидные» версии выпускались значительно дольше).

ЗАЗ-966В Запорожец

Главная особенность легковушки заключалась в том, что она имела новые кузов и техническую составляющую, но в движение приводилась старым двигателем, позаимствованным у ЗАЗ-965А – бензиновой V-образной «четверкой» рабочим объемом 0.9 литра (27 л.с. и 52 Нм пиковой тяги), которая стыковалась с 4-ступенчатой «механикой».

Улучшенные седаны ЗАЗ-968 и 968А

В 1971 году на запорожском автозаводе «Коммунар» началось производство модели под индексом ЗАЗ-968 «Запорожец», которая представляла собой модернизированный вариант «966-го». От предшественника автомобиль отличался лишь небольшими деталями – новой приборной панелью, наличием фонарей заднего хода, а также измененными поворотниками.

Уже в 1973-м двухдверный седан пережил обновление, после которого стал называться ЗАЗ-968А «Запорожец», и в таком виде выпускался до 1979 года.

ЗАЗ-968А Запорожец (966)

В результате модернизации машина получила иное оформление передка, обновленную светотехнику, травмобезопасную рулевую колонку, новые приборную панель и передние кресла (от ВАЗ-2101), замок зажигания с противоугонным устройством, а также двухконтурную тормозную систему.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 3730 мм
    • ширина – 1570 мм
    • высота –  1400 мм
  • Колесная база – 2160 мм
  • Дорожный просвет – 190 мм
  • Снаряженная масса – 840 кг
  • Количество дверей/мест – 2/4
  • Объем топливного бака – 40 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, параллелограммного типа, со сдвоенным продольными рычагами и парой поперечных наборно-пластинчатых торсионов
    • задняя – зависимая, пружинная, с h-образными продольно-качающимися рычагами и гидравлическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, с двухконтурным приводом
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  1.2 литра
    • мощность – 45 л.с. при 4200-4400 об/минуту
    • крутящий момент –  75 Нм при 2700 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Модернизированный ЗАЗ-968М

В конце 1979 года на запорожском автозаводе «Коммунар» запустили серийный выпуск модернизированного «Запорожца» – седана под индексом ЗАЗ-968М, «жизненный цикл» которого в итоге продолжался до 1994-го

ЗАЗ-968М Запорожец (966)

И если ЗАЗ-968/968А во многом повторяли «966-ой», то вот автомобиль с литерой «М» в названии отличался от своих предшественников существенно, причем по большей части за счет внешности: он обладал прямоугольными задними фонарями и указателями поворотов, бамперами со съемными боковинами из пластика, а также черной окантовкой фар. Да и в целом по кузову трехобъемника было значительно меньше хромированных элементов.

Кроме того, автомобиль мог похвастать перекроенной приборной панелью, а также улучшенной системой воздушного охлаждения двигателя.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 3765 мм
    • ширина – 1490 мм
    • высота –  1400 мм
  • Колесная база – 2160 мм
  • Дорожный просвет – 190 мм
  • Снаряженная масса – 860 кг
  • Количество дверей/мест – 2/4
  • Объем топливного бака – 40 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, параллелограммного типа, со сдвоенным продольными рычагами и парой поперечных наборно-пластинчатых торсионов
    • задняя – зависимая, пружинная, с h-образными продольно-качающимися рычагами и гидравлическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, двухконтурные
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  1.2 литра
    • мощность – 41-45 л.с.
    • крутящий момент –  74-85 Нм
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

ЗАЗ-966 «Запорожец» и его потомки с «968-м» индексом прочно вписали свое имя в историю не только советского, но и мирового автопрома. Судите сами: именно этот отечественный седан (наряду с Fiat 126P) стал последним в XX веке малолитражным автомобилем в мире, имеющим заднемоторную компоновку.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes