Заднеприводный седан малого класса (он же «B-сегмент» по современным меркам) и, по совместительству, первый серийный автомобиль в истории Волжского автозавода, который еще и стал родоначальником целого семейства классических автомобилей под названием «Жигули». Эта легковушка предназначалась, в первую очередь, для простых советских граждан, хотя пользовалась спросом и у различных спецслужб (например, милиция).
Формально история ВАЗ-2101 началась в 1966 году – именно тогда было заключено соглашение между компанией Fiat и Внешторгом СССР, после чего началось строительство Волжского автозавода в Тольятти. В то же время советские инженеры приступили к знакомству с моделью Fiat 124, которая и послужила в качестве «донора» для отечественного седана.
Базовая модель ВАЗ-2101
В 1968 году стартовали первые испытания прототипов «копейки», причем по сравнению с исходным «124-м» легковушка претерпела свыше 800 изменений, в том числе и технических (двигатель, подвеска, тормоза и т.д.). В апреле 1970-го на ВАЗе собрали первые экземпляры ВАЗ-2101, однако полномасштабное производство модели развернули только в августе того же года.

Серийное производство базового седана велось до 1983 года, а его модификаций до 1988-го (причем они пользовались спросом не только в СССР, но и за рубежом). Всего почти за два десятилетия автомобиль успел разойтись в количестве свыше 4.85 миллиона экземпляров.

Стоит отметить, что название «Жигули» машина получила от Жигулевских гор, расположенных напротив города Тольятти.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4073 мм
- ширина – 1611 мм
- высота – 1382 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 170 мм
- Снаряженная масса – 955 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 39 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, пружинная, на поперечных качающихся рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
- задняя – зависимая, пружинная, с реактивными штангами и гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.2 литра
- мощность – 64 л.с. при 5600 об/минуту
- крутящий момент – 89 Нм при 3400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Улучшенный седан ВАЗ-21011
В 1974 году на Волжском автозаводе началось серийное производство ВАЗ-21011 «Жигули» – причем машина получила такое количество изменений по сравнению с базовым седаном, что ее впору было бы назвать самостоятельной моделью. На конвейере «одиннадцатая» продержалась до 1982-го.

Отличия Жигулей 21011 от 2101
Снаружи ВАЗ-21011 отличалась иными решеткой радиатора, передним фартуком, задними фонарями и подфарниками и дефлекторами на задних стойках, а внутри – перекроенными передней панелью, дверными картами, приборами и сиденьями.
Главное же отличие легковушки скрывалось под капотом – на ее «вооружении» состоял бензиновый «атмосферник» рабочим объемом 1.3 литра, который генерировал 69 лошадиных сил при 5600 об/минуту и 96 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту и стыковался с 4-ступенчатой «механикой».
Cедан LADA-1200S (ВАЗ-21013)
В 1977 году в серию запустили модель ВАЗ-21013 (она же Lada-1200S), которая представляла собой экспортный вариант специально для тех стран, где особое внимание уделяли налогообложению с учетом литража двигателя. Но в итоге такой седан осел и на отечественном рынке, при этом у покупателей он вызывал преимущественно недовольство – мотор то у него был самым слабым в гамме. Производство машины прекратили в 1988 году.

Отличия Жигулей 21013 от 2101
Внешность ВАЗ-21013 отличалась всеми атрибутами, присущими «одиннадцатой» – иные задние фонари и подфарники, передний фартук, радиаторная решетка и дефлекторы на задних стойках.
В салоне же распознать машину позволяли улучшенная отделка, а также перекроенные передняя и приборная панели, дверные карты и сиденья.
На «вооружении» седана состоял бензиновый 1.2-литровый агрегат, который вырабатывал 59 л.с. при 5600 об/минуту и 87 Нм пиковой тяги при 3400 об/минуту.
Универсал ВАЗ-2102
Заднеприводный универсал под названием ВАЗ-2102 «Жигули» поступил в серийное производство на Волжском автозаводе в сентябре 1971 года, а на конвейере держался до 1986-го и успел за этот период разойтись тиражом порядка 667 тысяч экземпляров.

Внешне «двойка» была скопирована с итальянского «донора» Fiat 124 Familliare, при этом технически она целиком и полностью повторяла ВАЗ-2101.
Главной особенностью грузопассажирской модели являлся внушительный багажник с небольшой погрузочной высотой, причем со сложенным задним диваном в «трюме» можно было перевозить действительно габаритные предметы.
Основные характеристики
На ВАЗ-2102 устанавливалось три бензиновых двигателя на выбор:
- базовые версии довольствовались 64-сильным агрегатом рабочим объемом 1.2 литра (89 Нм);
- ВАЗ-21021 приводился в движение 1.3-литровым мотором, который генерировал 69 л.с. и 96 Нм;
- ВАЗ-21023 «щеголял» двигателем на 1.5 литра, производившим 75 л.с. и 104 Нм крутящего момента.
В остальном отличия от ВАЗ-2101
- Размеры:
- длина – 4059 мм
- ширина – 1611 мм
- высота – 1458 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 170 мм
- Снаряженная масса – 1020 кг
- Количество дверей/мест – 5/5
- Объем топливного бака – 45 литров
Люкс-седан ВАЗ-2103
Этот заднеприводный седан являлся «люксовой» версией ВАЗ-2101 «Жигули», а на момент своего появления являлся флагманом модельного ряда Волжского автозавода, который по некоторым параметрам (например, динамические качества) превосходил даже «номенклатурную» Волгу.

ВАЗ-2103, серийное производство которого стартовало осенью 1972 года, в свое время считался одной из самых престижных отечественных моделей (естественно, без учета правительственных лимузинов), а появился он в результате совместной работы специалистов из Тольятти и Турина.
На конвейере «тройка» держалась на протяжении 12 лет – до 1984 года, и за это время ее тираж составил порядка 1.3 миллиона единиц.
Отличия Жигулей 2103 и 2101
Автомобиль не являлся копией какого-то конкретного Fiat’а, однако на 80% он был унифицирован с «копейкой»: у них, по сути, разнились только навесные панели передка и задка, в то время как средняя часть и силовая структура в целом не отличались.
При этом визуально ВАЗ-2103 воспринимался совершенно иначе: он мог похвастать «четырехглазыми» фарами и иными задними фонарями, обилием хрома по кузову и радиальными шинами. Внутри «люксовый» седан выставлял напоказ «инструментарий» с пятью отдельными круглыми приборами (включая индикатор давления масла и тахометр), переднюю панель со стрелочными часами и «большим» радиоприемником, а также ворсовую отделку.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4116 мм
- ширина – 1611 мм
- высота – 1440 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 170 мм
- Снаряженная масса – 1030 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 39 литров
- Тормоза – гидравлические, на все колеса, с вакуумным усилителем
- передние – дисковые
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.5 литра
- мощность – 75 л.с. при 5600 об/минуту
- крутящий момент – 104 Нм при 3400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Стоит также отметить, что на небольшое количество автомобилей под индексом ВАЗ-21031 ставился 1.6-литровый двигатель (80 л.с. и 116 Нм) от ВАЗ-2106, а экспортные версии ВАЗ-21033 и ВАЗ-21035 оснащались соответственно моторами от ВАЗ-21011 и ВАЗ-2101.