Семейство Москвич-412

Заднеприводный седан второй группы малого класса и, по совместительству, первый маленький, но относительно мощный советский автомобиль, который по показателю «нагрузки на мощность» (а значит и по части динамики) не сильно уступал более престижным «Волгам».

Базовый седан Москвич-412

Эта легковушка позиционировалась в качестве «не сильно комфортабельного, но крепкого и проходимого транспорта», отлично подходившего для поездок на дачу с поклажей или вылазок на природу.

Москвич-412

Еще на этапе проектирования Москвича-408 инженеры предусмотрели возможность применения более мощных и высокооборотных двигателей, и все эти наработки в итоге пригодились при разработке следующей модели – Москвич-412. Серийное производство автомобиля началось в 1967 году, причем сразу на двух заводах – на Московском автозаводе (МЗМА, а позже АЗЛК) и на Ижевском предприятии (ИжАвто).

За историю своего существования машина многократно модернизировалась, а также могла похвастать большим количеством различных модификаций. В Москве производство Москвича-412 велось до 1977 года, и за это время было выпущено почти 330 тысяч единиц (с учетом всех вариантов исполнения – свыше 392 тысячи штук). А вот в Ижевске ИЖ-412 стоял на конвейере до 1997-го и успел разойтись в количестве более 2.3 миллиона экземпляров (а со всеми «производными» – свыше 3.8 миллиона штук). То есть общее количество выпущенных «412-х» перевалило за 4.2 миллиона единиц.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4250 мм
    • ширина – 1550 мм
    • высота –  1480 мм
  • Колесная база – 2400 мм
  • Дорожный просвет – 173 мм
  • Снаряженная масса – 1045 кг
  • Грузоподъемность – 400 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 46 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
    • задняя – зависимая, с неразъемной балкой моста, продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими телескопическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, с гидровакуумным усилителем
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.5 литра
    • мощность – 75 л.с. при 5800 об/минуту
    • крутящий момент –  116 Нм при 3400-3800 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Универсал Москвич-427

Пятидверный универсал под названием Москвич-427 на базе «412-го» представили в 1967 году, тогда же началось его серийное производство на заводе МЗМА (позднее АЗЛК), которое продолжалось до 1976-го. Всего в Москве успели выпустить почти 33 тысячи грузопассажирских автомобилей.

Москвич-427 (412)

От базового седана машина отличалась не только кузовом и более вместительным багажником, но также широкопрофильными шинами и усиленными задними рессорами, в остальном же у них был полный паритет.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4165 мм
    • ширина – 1550 мм
    • высота –  1525 мм
  • Колесная база – 2400 мм
  • Дорожный просвет – 180 мм
  • Снаряженная масса – 1065 кг
  • Грузоподъемность – 120-250 кг (в зависимости от количества пассажиров)
  • Количество дверей/мест – 5/5
  • Объем топливного бака – 46 литров

Легковой фургон Москвич-434

Развозной фургон Москвич-434 пополнил «412-ое» семейство в 1967 году, а его серийное производство велось как на Московском (до 1975-го), так и на Ижевском (до 1972 года) заводах. Всего на двух предприятиях было выпущено свыше 40 тысяч таких автомобилей.

Москвич-434 (412)

Визуально машина отличалась глухими вставками вместо заднего остекления, а внутри двухместная пассажирская кабина отделялась от грузового отсека металлической перегородкой. Кроме того, Москвич-434 обладал «грузоподъемными» широкопрофильными покрышками и усиленными задними рессорами.

На дорогах с хорошим ровным покрытием этот автомобиль был способен взять на борт до 400 кг поклажи, но на проселочных и грунтовых дорогах рекомендовалось грузить не более 250 кг.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4165 мм
    • ширина – 1550 мм
    • высота –  1525 мм
  • Колесная база – 2400 мм
  • Дорожный просвет – 180 мм
  • Снаряженная масса – 1050 кг
  • Грузоподъемность – 250-4000 кг (в зависимости от дорожного покрытия)
  • Количество дверей/мест – 2/3
  • Объем топливного бака – 46 литров

Седан ИЖ-412 (отличия от Москвича)

Серийное производство «412-го» на Ижевском заводе началось в 1967 году – параллельно с развертыванием выпуска модели в Москве, причем ижевские машины хоть и обозначались как Москвич-412, но на кузове несли заводские знаки именно предприятия ИжАвто.

Примечательно, но в Ижевске легковушку развивали и модернизировали по собственной программе, в целом независимо от московских коллег, да еще и уровень контроля здесь был гораздо выше (так как предприятие фактически являлось оборонным), за счет чего и местные машины отличались более высоким качеством сборки.

На конвейере Ижевского автозавода ИЖ-412 держался вплоть до весны 1998 года (а отдельные небольшие партии машин появлялись до 2003-го), и за это время его тираж составил свыше 2.3 миллиона штук.

ИЖ-412 (Москвич)

Основные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4250 мм
    • ширина – 1550 мм
    • высота –  1480 мм
  • Колесная база – 2400 мм
  • Дорожный просвет – 173 мм
  • Снаряженная масса – 1045 кг
  • Грузоподъемность – 400 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 46 литров

Пятидверные ИЖ-2125 и 21251 Комби

Это – первый советский автомобиль в кузове «лифтбек», а также первая модель, которая была выпущена именно под самостоятельной маркой «Иж».

ИЖ-2125 (на базе Москвич-412)

Серийное производство пятидверки ИЖ-2125 Комби, построенной на базе «412-го» Москвича, началось на автозаводе в Ижевске в 1973 году. В 1982-м машина пережила масштабную модернизацию, в результате которой стала называться ИЖ-21251 Комби и преобразилась как визуально, так и технически.

Первый советский лифтбек отличался от базовой модели усиленными задними рессорами, за счет чего в багажнике мог перевозить до 250 кг поклажи, а также более «способными» шинами и дополнительными усилителями кузова (по сути, его лонжероны представляли собой интегрированную раму).

Еще стоить отметить, что ИЖ-2125 оснащался барабанными тормозами «по кругу», в то время как ИЖ-21251 «щеголял» передними дисковыми механизмами.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4205 мм
    • ширина – 1555 мм
    • высота –  1500 мм
  • Колесная база – 2400 мм
  • Дорожный просвет – 173 мм
  • Снаряженная масса – 1040 кг
  • Грузоподъемность – 400 кг
  • Количество дверей/мест – 5/5
  • Объем топливного бака – 46 литров

Грузовые ИЖ-2715 и 27151

Развозной «грузовичок» ИЖ-2715, который предназначался для перевозки небольших объемов груза, запустили в серийное производство в 1972 году, а продолжалось оно вплоть до 2001-го.

Примечательно, но этот автомобиль до самого распада СССР не имел розничной цены, так как предназначался исключительно для предприятий и организаций, однако у них «каблучок» действительно пользовался огромным спросом.

фургон ИЖ-2715 (на базе Москвича-412)

Цельнометаллический фургон ИЖ-2715 обладал двухместной кабиной и отдельным грузовым отсеком с двустворчатой задней дверью, а пикап ИЖ-27151 отличался исключительно бортовой платформой с откидывающимся вниз задним бортом.

пикап ИЖ-27151 (на базе Москвича-412)

Автомобиль был способен принять на борт до 520 кг груза, а отличался от базового «412-го» дополнительными усилителями кузова, усиленными задними рессорами и грузоподъемными шинами.

Также стоит отметить, что после обновления в 1982 году, машина обзавелась передними дисковыми тормозами вместо барабанных.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4138 мм
    • ширина – 1590 мм
    • высота –  1825 мм
  • Колесная база – 2400 мм
  • Дорожный просвет – 193 мм
  • Снаряженная масса – 1015 кг
  • Грузоподъемность – 520 кг
  • Количество дверей/мест – 2/2
  • Объем топливного бака – 46 литров

Грузопассажирский фургон ИЖ-27156

Грузопассажирская модификация под названием ИЖ-27156 встала на конвейер Ижевского автозавода в 1988 году, а ее конвейерный выпуск завершили лишь в 2001 году (за это время свет увидело всего порядка 20 тысяч единиц такой техники). С самого начала данный транспорт позиционировался именно в качестве легкового, из-за чего продавался преимущественно в частные руки.

грузопассажирский фургон ИЖ-27156 (на базе Москвича-412)

Технически ИЖ-27156 практически целиком и полностью повторял «грузовую» модель ИЖ-2715, а отличался от нее большими окнами со сдвижными стеклами на «будке», внутри которой, в свою очередь, размещалась пара откидных двухместных лавочек. То есть автомобиль мог взять на борт до шести человек, а при необходимости – перевозить до 520 кг поклажи.

Отличительные характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4138 мм
    • ширина – 1590 мм
    • высота –  1825 мм
  • Колесная база – 2400 мм
  • Дорожный просвет – 193 мм
  • Снаряженная масса – 1015 кг
  • Грузоподъемность – 520 кг
  • Количество дверей/мест – 6/4
  • Объем топливного бака – 46 литров
Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes