Городской автомобиль ЗАЗ-965

Заднеприводный малолитражный автомобиль в кузове двухдверный седан и, по совместительству, первая советская легковушка, которая была доступна большинству рядовых граждан.

Эта машина стала настоящим символом первых автомобильных радостей, поскольку позволяла познать все прелести романтичных загородных «вылазок» на личном транспорте практически «всем и каждому» (правда, сначала нужно было накопить денег, дождаться своей очереди и уже после приобрести столь долгожданный четырехколесный транспорт).

Запорожец ЗАЗ-965

Запорожец ЗАЗ-965 (горбатый запор)

Работы по созданию «четырехместного микролитражного автомобиля «сухой» массой около 600 кг» стартовали на Московском автозаводе (МЗМА) осенью 1956 года. Легковушка, изначально получившая название Москвич-444, разрабатывалась с оглядкой на такие модели, как Fiat 600 и Volkswagen Kaefer, но при этом не являлась копией ни одной из них.

Однако ввиду того, что мощности МЗМА были полностью загружены другими моделями, всю техническую документацию и опытные образцы было решено передать на завод «Коммунар» в городе Запорожье (он же в дальнейшем Запорожский автозавод), где уже в 1960 году стартовало серийное производство двухдверного седана ЗАЗ-965.

За историю своего существования автомобиль неоднократно модернизировался, обрастал различными модификациями, а на конвейере продержался до 1969 года, успев за это время разойтись в количестве свыше 320 тысяч экземпляров (правда, изначально рассчитывали продавать по 150 тысяч машин ежегодно).

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 3330 мм
    • ширина – 1395 мм
    • высота –  1450 мм
  • Колесная база – 2023 мм
  • Дорожный просвет – 175 мм
  • Снаряженная масса – 664 кг
  • Количество дверей/мест – 2/4
  • Объем топливного бака – 30 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический, оболочкового типа, сваренный из минимального числа крупногабаритных панелей
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, торсионная, с четырьмя продольными рычагами и гидравлическими амортизаторами
    • задняя – независимая, на двух A-образных рычагах, с диагональной осью качания и гидравлическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, V-образный
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  0.8 литра
    • мощность – 23 л.с. при 4000 об/минуту
    • крутящий момент –  45 Нм при 2200 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, с синхронизаторами на 2, 3 и 4 передачах
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Запорожец ЗАЗ-965А

В 1962 году стартовал выпуск модернизированного и более мощного варианта автомобиля – ЗАЗ-965А, который держался на конвейере до 1969-го (причем несколько лет его производство велось параллельно с «оригинальным 965-ым»).

Запорожец ЗАЗ-965А

Такая малолитражка имела небольшие визуальные отличия снаружи и внутри, но ее главной особенность являлся более мощный двигатель рабочим объемом 0.9 литра, который генерировал 27 л.с. при 4000 об/минуту и 52 Нм крутящего момента при 2600 об/минуту.

интерьер кабины ЗАЗ-965 (горбатого Запорожца)

Экспортный ЗАЗ-965АЭ «Ялта»

Под индексами ЗАЗ-965Э/-965АЭ легковушка поставлялась на экспорт, причем не только в соцстраны, но также в Данию, Финляндию и Швейцарию, причем за рубежом модель продавали не как «Запорожец», а под именами «Jalta» и «Elliette».

Jalta/Elliette ЗАЗ-965АЭ

Технически экспортные автомобили ничем не отличались от образцов для отечественного рынка, но при этом могли похвастать боковым зеркалом заднего вида (на левом крыле), хромированными молдингами, улучшенной шумоизоляцией, а также такими опциями, как пепельница, радиоприемник и места для крепления ремней безопасности.

И надо сказать, среди иностранцев ЗАЗ-965Э/-965АЭ пользовался спросом, хоть и небольшим – ежегодно они покупали по несколько тысяч таких машин.

Без преувеличения, но для своего времени ЗАЗ-965 получился очень даже удачным автомобилем, причем даже на фоне многих аналогов-одноклассников, и сейчас о нем вспоминают преимущественно с улыбкой на лице. При этом в 1960-х к машине многие испытывали презрения, а другие – в лучшем случае благодарность, и даже придумывали ей всевозможные клички – «Горбатый», «Запор» и т.д.

А между прочим, именно эта легковушка в буквальном смысле перевернула понятие автомобиля в СССР, превратив его в доступное транспортное средство из предмета роскоши.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes