Грузопассажирские УАЗ-450

Полноприводный малотоннажный автомобиль и, по совместительству, первая самостоятельная модель в истории Ульяновского автозавода.

В зависимости от модификации, машина предназначалась для перевозки людей и различного рода грузов, в том числе и при отсутствии нормальных дорог, а ее основными пользователями были армия и различные государственные предприятия и организации (в частные же руки развозной вездеход попадал в единичных случаях).

Задание на разработку семейства автомобилей вагонной компоновки поступило на УАЗ в 1954 году, сразу после налаживания в Ульяновске производства ГАЗ-69. Именно максимальная унификация с «козликом» позволила сделать УАЗ-450 (в простонародье – «Буханка») быстро и дешево, и уже в 1958-м начался его серийный выпуск, причем первыми с конвейера начали сходить санитарный УАЗ-450А и штабной УАЗ-450Б (в дальнейшем к ним присоединились и другие варианты исполнения).

«Жизненный цикл» машины продолжался до 1965 года, причем за это время она неоднократно подвергалась небольшим доработкам и улучшениям. Всего же менее чем за десятилетнюю историю автомобиль разошелся в количестве свыше 55 тысяч экземпляров.

Общие тех. характеристики

  • Объем топливного бака – 96 литров
  • Конструкция – штампованная рама лонжеронного типа
  • Тип кузова – цельнометаллический, вагонного типа
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами двустороннего действия
    • задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.4 литра
    • мощность – 62 л.с. при 3800 об/минуту
    • крутящий момент –  149 Нм при 2000 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой с понижающей передачей

Грузовой фургончик УАЗ-450

Базовый УАЗ-450 запустили в серию в 1958 году, а его производство велось до 1965-го. Это – развозной фургон с бескапотной компоновкой и цельнометаллическим кузовом вагонного типа, который обладал двухместной кабиной и отделенным от нее перегородкой грузовым отсеком, рассчитанным на перевозку до 800 кг поклажи.

грузовой фургон УАЗ-450

Такой автомобиль имел всего две боковые двери (по одной с каждой стороны), а также распашные задние створки для доступа в «трюм».

Габаритно-весовые характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4360 мм
    • ширина – 1940 мм
    • высота –  2070 мм
  • Колесная база – 2300 мм
  • Дорожный просвет – 230 мм
  • Снаряженная масса – 1595 кг
  • Грузоподъемность – 800 кг
  • Количество дверей/мест – 2/2

Пассажирский УАЗ-450В

пассажирский микроавтобус УАЗ-450В

Полноприводный микроавтобус повышенной проходимости под индексом УАЗ-450В должен был поступить в серийное производство к 1959 году, но его серийная «карьера» закончилась, не начавшись – на старте помешала занятость производственных мощностей моделью 450А, а когда «место освободилось», то уже на подходе было второе поколение в лице 452-й модели.

Внешне грузопассажирская модель выделялась наличием бокового и заднего остекления (всего «по бокам» у нее было десять полноценных окошек), а также дополнительной открывающейся дверью по правому борту (при этом распашные задние створки также имели место быть).

Главной же особенностью УАЗ-450В являлась внутренняя вместимость – в его салоне могли разместиться водитель и восемь пассажиров.

Габаритно-весовые характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4360 мм
    • ширина – 1940 мм
    • высота –  2071 мм
  • Колесная база – 2300 мм
  • Дорожный просвет – 230 мм
  • Снаряженная масса – 1595 кг
  • Грузоподъемность – 800 кг
  • Количество дверей/мест – 4/9

Бортовой грузовик УАЗ-450Д

Это – первый советский «грузовичок», который обладал расположенной над двигателем кабиной.

бортовой грузовик УАЗ-450Д

Серийное производство бортового автомобиля под названием УАЗ-450Д (в простонародье – «Головастик») началось в 1958 году, а завершилось в 1965-м в связи с появлением правопреемника.

Малотоннажный грузовик снабжался цельнометаллической двухместной кабиной и деревянным кузовом с тремя открывающимися бортами. Автомобиль мог перевозить до 800 кг груза, а также буксировать легковые прицепы (без тормозной системы) общей массой до 850 кг.

Габаритно-весовые характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4405 мм
    • ширина – 2040 мм
    • высота –  2070 мм
  • Колесная база – 2300 мм
  • Дорожный просвет – 230 мм
  • Снаряженная масса – 1700 кг
  • Грузоподъемность – 800 кг
  • Количество дверей/мест – 2/2
  • Грузовая платформа:
    • длина кузова – 2600 мм
    • ширина кузова – 1870 мм
    • высота бортов – 420 мм
    • погрузочная высота – 1020 мм

Санитарная машина УАЗ-450А

Поскольку «450-й» УАЗ изначально проектировался именно для военных нужд, то история модели в целом началась с санитарной модификации под обозначением УАЗ-450А – она первой в 1958 году встала на конвейер Ульяновского автозавода и держалась там до 1965-го.

санитарка УАЗ-450А

Такой автомобиль имел цельнометаллический кузов вагонного типа с круговым остеклением (по бокам было по три окна, сзади – два), двумя дверьми (по одной с каждой стороны) и распашными задними створками. Двухместная кабина отделялась от пассажирского отсека металлической перегородкой с окном, сам же пассажирский отсек вмещал либо девять сидячих пассажиров, либо троих сидячих и четверых на носилках.

Габаритно-весовые характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4360 мм
    • ширина – 1940 мм
    • высота –  2071 мм
  • Колесная база – 2300 мм
  • Дорожный просвет – 230 мм
  • Снаряженная масса – 1595 кг
  • Грузоподъемность – 800 кг
  • Количество дверей/мест – 4/11

«450-й» УАЗ стал по-настоящему знаковой моделью не только для Ульяновского автозавода в частности, но и для всей страны в целом. Ведь заложенные в нем основы практически в неизменном виде используются и сейчас, более чем через шесть десятков лет, на актуальных «Буханках» и «Головастиках».

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes