Микроавтобус Латвия РАФ-977

Заднеприводный микроавтобус с переднемоторной компоновкой и, по совместительству, первый серийный автомобиль подобного класса в СССР.

Эта машина, как правило, использовалась в качестве туристического или служебного транспорта (маршрутные такси, автомобили скорой помощи и т.д.), а реализовывалась исключительно организациям и предприятиям (где через 10-15 лет технику списывали, отчего до наших дней дожили единичные экземпляры однообъемника).

Работы над созданием микроавтобуса на Рижской автобусной фабрике начались в середине 1950-х годов, а в 1957 году была представлена модель под названием РАФ-10 «Фестиваль». Но до серии она так и не дошла, однако опыт, накопленный при разработке и доводке данной машины, реализовали в РАФ-977 «Латвия», полномасштабное производство которого запустили в 1958-м.

Стоит отметить, что при разработке автомобиля, советские инженеры вдохновлялись популярным в те годы Volkswagen Typ 2 (он же Transporter первого поколения), однако с немецким аналогом отечественный микроавтобус роднила лишь общая концепция, в то время как технически они заметно отличались.

На конвейере РАФ-977 продержался до 1976 года, но почти за два десятка лет его неоднократно модернизировали, сохраняя при этом изначально заложенные основы конструкции.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4900 мм
    • ширина – 1815 мм
    • высота –  2110 мм
  • Колесная база – 2700 мм
  • Дорожный просвет – 205 мм
  • Снаряженная масса – 1675 кг
  • Объем топливного бака – 55 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический, с мощной силовой системой лонжеронов
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, пружинная, с поперечными рычагами и гидравлическими телескопическими амортизаторами
    • задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.4 литра
    • мощность – 70-75 л.с. при 4000 об/минуту
    • крутящий момент –  167 Нм при 2200 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Базовый РАФ 977 и 977В

Серийный РАФ-977 появился на свет в 1958 году, и в изначальном виде машина выпускалась всего несколько лет – уже в 1961-м ее модернизировали, причем достаточно существенно.

РАФ-977Б Латвия

Первые «977-ые» оснащались бензиновым двигателем рабочим объемом 2.4 литра от ГАЗ-21, который генерировал 70 лошадиных сил и 167 Нм крутящего момента, а также независимой передней и зависимой задней подвесками с рычажными амортизаторами.

Автомобиль обладал четырехдверным кузовом и 11-местным салоном (водитель плюс десять пассажиров), а его грузоподъемность переваливала за 800 кг.

Модернизированный РАФ 977Д и 977ДМ

В 1960 году микроавтобус пережил модернизацию, в результате которой примерил название РАФ-977Д.

РАФ-977Д Латвия

В результате обновления, автомобиль получил перекроенный усиленный кузов с цельным ветровым стеклом и слегка доработанный салон, форсированный 2.4-литровый двигатель, генерировавший 75 л.с. и 167 Нм пиковой тяги, а также измененную подвеску с гидравлическими телескопическими амортизаторами.

В 1967 году однообъемник пережил еще один рестайлинг – ему опять видоизменили кузов, пересмотрев схему остекления, а также пересмотрели компоновку внутреннего убранства. Такой машине присвоили индекс РАФ-977ДМ.

На конвейере микроавтобус продержался до 1976-го, после чего его заменили моделью следующего поколения.

Грузовой фургон ЕрАЗ-762 (РАФ-977К)

В 1962 году на Рижской автобусной фабрике выпустили пробную партию малотоннажных развозных фургонов РАФ-977К – такой автомобиль отличался двухместной кабиной, отделенной от грузового отсека глухой перегородкой, а его грузоподъемность составляла 850 кг.

Однако из-за недостатка производственных мощностей, серийный выпуск подобной машины в Риге наладить так и не смогли. Но в 1966-м всю документацию и необходимое оборудование передали на Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ), где смогли запустить производство фургона ЕрАЗ-762.

ЕрАЗ-762 (РАФ-977К)

В итоге серийная «карьера» машины продолжалась вплоть до 1996 года, и за это время она успела пережить несколько модернизаций (в том числе – и технических), но практически все произведенные экземпляры поставляли в различные организации, а в частные руки они если и попадали – то в единичных случаях.

Для своего времени РАФ-977 был хоть и компромиссной в техническом плане, но в целом оригинальной и удачной разработкой. О чем свидетельствовало и огромное количество различных модификаций: экспортные, туристические, медицинские и т.д.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes