Заднеприводный микроавтобус с переднемоторной компоновкой и, по совместительству, первый серийный автомобиль подобного класса в СССР.
Эта машина, как правило, использовалась в качестве туристического или служебного транспорта (маршрутные такси, автомобили скорой помощи и т.д.), а реализовывалась исключительно организациям и предприятиям (где через 10-15 лет технику списывали, отчего до наших дней дожили единичные экземпляры однообъемника).
Работы над созданием микроавтобуса на Рижской автобусной фабрике начались в середине 1950-х годов, а в 1957 году была представлена модель под названием РАФ-10 «Фестиваль». Но до серии она так и не дошла, однако опыт, накопленный при разработке и доводке данной машины, реализовали в РАФ-977 «Латвия», полномасштабное производство которого запустили в 1958-м.
Стоит отметить, что при разработке автомобиля, советские инженеры вдохновлялись популярным в те годы Volkswagen Typ 2 (он же Transporter первого поколения), однако с немецким аналогом отечественный микроавтобус роднила лишь общая концепция, в то время как технически они заметно отличались.
На конвейере РАФ-977 продержался до 1976 года, но почти за два десятка лет его неоднократно модернизировали, сохраняя при этом изначально заложенные основы конструкции.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4900 мм
- ширина – 1815 мм
- высота – 2110 мм
- Колесная база – 2700 мм
- Дорожный просвет – 205 мм
- Снаряженная масса – 1675 кг
- Объем топливного бака – 55 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический, с мощной силовой системой лонжеронов
- Подвеска:
- передняя – независимая, пружинная, с поперечными рычагами и гидравлическими телескопическими амортизаторами
- задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.4 литра
- мощность – 70-75 л.с. при 4000 об/минуту
- крутящий момент – 167 Нм при 2200 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Базовый РАФ 977 и 977В
Серийный РАФ-977 появился на свет в 1958 году, и в изначальном виде машина выпускалась всего несколько лет – уже в 1961-м ее модернизировали, причем достаточно существенно.

Первые «977-ые» оснащались бензиновым двигателем рабочим объемом 2.4 литра от ГАЗ-21, который генерировал 70 лошадиных сил и 167 Нм крутящего момента, а также независимой передней и зависимой задней подвесками с рычажными амортизаторами.
Автомобиль обладал четырехдверным кузовом и 11-местным салоном (водитель плюс десять пассажиров), а его грузоподъемность переваливала за 800 кг.
Модернизированный РАФ 977Д и 977ДМ
В 1960 году микроавтобус пережил модернизацию, в результате которой примерил название РАФ-977Д.

В результате обновления, автомобиль получил перекроенный усиленный кузов с цельным ветровым стеклом и слегка доработанный салон, форсированный 2.4-литровый двигатель, генерировавший 75 л.с. и 167 Нм пиковой тяги, а также измененную подвеску с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
В 1967 году однообъемник пережил еще один рестайлинг – ему опять видоизменили кузов, пересмотрев схему остекления, а также пересмотрели компоновку внутреннего убранства. Такой машине присвоили индекс РАФ-977ДМ.
На конвейере микроавтобус продержался до 1976-го, после чего его заменили моделью следующего поколения.
Грузовой фургон ЕрАЗ-762 (РАФ-977К)
В 1962 году на Рижской автобусной фабрике выпустили пробную партию малотоннажных развозных фургонов РАФ-977К – такой автомобиль отличался двухместной кабиной, отделенной от грузового отсека глухой перегородкой, а его грузоподъемность составляла 850 кг.
Однако из-за недостатка производственных мощностей, серийный выпуск подобной машины в Риге наладить так и не смогли. Но в 1966-м всю документацию и необходимое оборудование передали на Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ), где смогли запустить производство фургона ЕрАЗ-762.

В итоге серийная «карьера» машины продолжалась вплоть до 1996 года, и за это время она успела пережить несколько модернизаций (в том числе – и технических), но практически все произведенные экземпляры поставляли в различные организации, а в частные руки они если и попадали – то в единичных случаях.
Для своего времени РАФ-977 был хоть и компромиссной в техническом плане, но в целом оригинальной и удачной разработкой. О чем свидетельствовало и огромное количество различных модификаций: экспортные, туристические, медицинские и т.д.