Седан Москвич-407 и универсал

Заднеприводный четырехдверный седан первой группы малого класса, который оказался первым автомобилем в истории МЗМА с современным (естественно, по тем временам) верхнеклапанным мотором.

Примечательно, но именно эта легковушка была признана одной из самых удачных моделей, когда-либо производившихся на Московском автозаводе, а предназначалась она, в первую очередь, для эксплуатации рядовыми советскими гражданами (хотя позволить себе такую машину мог далеко не каждый).

Еще на этапе проектирования Москвич-402 была предусмотрена установка на него современного верхнеклапанного двигателя вместо морально устаревшего нижнеклапанного, и в 1957 году этот вопрос подняли на практике, устранив до этого момента основные «детские болезни» модели.

Так в январе 1958-го и началось серийное производство Москвич-407 – модернизированного варианта «402-го» с небольшими визуальными и техническими отличиями, а также новым мотором под капотом.

Седан Москвич-407

Москвич-407

Примечательно, что на протяжении всего своего «жизненного цикла» автомобиль чуть ли не ежегодно подвергался тем или иным доработкам, а на конвейере он продержался до 1963 года, когда и уступил место «переходной» модели под названием Москвич-403.

Почти за шесть лет выпуска седан разошелся тиражом порядка 360 тысяч экземпляров, причем более 120 тысяч из них были отправлены на экспорт: советскую легковушку охотно покупали не только в социалистических, но и в капиталистических странах вроде Бельгии, Финляндии, Франции, Англии и т.д.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4055 мм
    • ширина – 1540 мм
    • высота –  1560 мм
  • Колесная база – 2370 мм
  • Дорожный просвет – 200 мм
  • Снаряженная масса – 910 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 35 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, бесшкворневая, пружинная, с поперечными рычагами и гидравлическими телескопическими амортизаторами, собранная на штампованной поперечине
    • задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.4 литра
    • мощность – 45 л.с. при 4500 об/минуту
    • крутящий момент –  88 Нм при 2600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Универсал Москвич-423Н

универсал Москвич-423Н (серия 407)

Универсал на базе «407-го» Москвича представили в 1958 году, тогда же модель под названием Москвич-423Н встала на конвейер. Автомобиль предназначался для перевозки и людей, и грузов, а был доступен, в том числе, и простым советским гражданам, которые желали получить «универсальный транспорт».

Грузопассажирская модель конструктивно и технически практически целиком и полностью повторяла базового «собрата», за исключением усиленных задних рессор, за счет чего в ее багажнике можно было помещать до 250 кг поклажи.

«Серийная карьера» Москвич-423Н подошла к концу в 1964 году, и за это время свет увидело порядка 25 тысяч пятидверок.

4х4-седан Москвич-410Н

Летом 1958 года на Московском автозаводе провели модернизацию модели Москвич-410, в результате которой был представлен полноприводный седан под индексом 410Н. Трехобъемник получил тот же пакет доработок, что и базовый «407-й», но при этом имел усиленный кузов, внушительный дорожный просвет, а также другое устройство переднего моста и рулевого управления.

полноприводный седан Москвич-410Н (серия 407)

Интересно, что Москвич-410Н позиционировался именно как «автомобиль повышенной проходимости», а не как полноценный внедорожник, отчего на нем не рекомендовалось соваться на особо сложное бездорожье.

В январе 1961 года на МЗМА были вынуждены свернуть производство полноприводного седана из-за наращивания выпуска экспортных версий «407-го», но за это время с конвейера успело сойти почти 6.5 тысяч таких «проходимцев».

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4055 мм
    • ширина – 1540 мм
    • высота –  1670 мм
  • Колесная база – 2377 мм
  • Дорожный просвет – 220 мм
  • Снаряженная масса – 1180 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 35 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
    • задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.4 литра
    • мощность – 45 л.с. при 4500 об/минуту
    • крутящий момент –  88 Нм при 2600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой

4х4-универсал Москвич-411

Пятидверный универсал с колесной формулой 4×4 под названием Москвич 411 появился на свет осенью 1958 года, а объединял в себе универсальный кузов от Москвич-423Н с шасси Москвич-410Н.

полноприводный универсал Москвич-411 (серия 407)

Но если полноприводный седан все же предназначался по большей части для государственных учреждений, то грузопассажирская модель чаще оседала именно в частных руках простых советских семей.

Мелкосерийное производство «411-го» прекратили уже в 1961 году, выпустив за это время всего чуть больше 1.5 тысяч машин, а свернули его по той причине, что Москвич-407 в экспортном исполнении больно уж полюбился европейцам, и именно на его выпуск и были нацелены основные мощности Московского автозавода.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4055 мм
    • ширина – 1540 мм
    • высота –  1600 мм
  • Колесная база – 2377 мм
  • Дорожный просвет – 220 мм
  • Снаряженная масса – 1180 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 35 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
    • задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.4 литра
    • мощность – 45 л.с. при 4500 об/минуту
    • крутящий момент –  88 Нм при 2600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой

Развозной фургон Москвич-430

Заднеприводный малотоннажный фургон под названием Москвич-430 представили в 1958 году, тогда же стартовал его мелкосерийный выпуск. Автомобиль предназначался для перевозки небольших партий грузов весом до 250 кг, а использовался исключительно различными государственными учреждениями (то есть в частные руки его не продавали ни за какие заслуги).

развозной фургон Москвич-430 (серия 407)

Визуально от универсала Москвич-423Н эта машина отличалась глухими задними панелями (ну и, соответственно, задние двери не имели ни дверных ручек, ни замков, да и в принципе не открывались). Двухместная кабина фургона отделялась от грузового отсека перегородкой с небольшим окном, а задняя створка открывалась в левую сторону для более безопасной погрузки. В остальном же автомобиль повторял базовый универсал – и размерами, и техникой.

Жизненный цикл Москвич-430 продолжался до 1964 года. К сожалению, до наших дней дожили лишь единицы таких «каблучков», поскольку в основном они утилизировались прямо на предприятиях после прекращения эксплуатации.

Москвич-407 по праву считается одной из самых удачных моделей в истории МЗМА, что лишний раз подтверждает его популярность среди иностранцев. Да и вообще, на базе модели было создано огромное количество различных модификаций, и кроме вышеупомянутых вариантов также были заводское такси, автомобиль медицинской службы и варианты с ручным управлением для инвалидов.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes