Семейство ГАЗ-21 Волга

Заднеприводный седан среднего класса (или «D-сегмента» по современным меркам), который стал действительно культовым автомобилем не только в СССР, но и в постсоветской России: именно эта машина (одна из немногих) смогла вплотную приблизиться к лучшим мировым аналогам, а по ряду параметров даже превзойти их. Несмотря на массовость, данная легковушка крайне редко оказывалась в частных руках простых советских граждан, и чаще на ней колесили чиновники и видные деятели культуры.

Разработка новой модели на смену ГАЗ-М20 Победа началась на Горьковском автозаводе в 1952 году, а в 1954-м вручную был изготовлен первый ходовой образец под названием М-21. Несколько условно серийных автомобилей собрали осенью 1956 года, а уже через несколько месяцев началось его полноценное производство.

Базовый седан ГАЗ-21(М21) Волга

Стоит отметить, что изначально четырехдверка выпускалась как ГАЗ М-21 «Волга», однако с 1965-го ей дали другое обозначение – ГАЗ-21 «Волга».

ГАЗ-21 Волга

За историю своего существования машина неоднократно модернизировалась, причем наиболее заметные изменения были именно во внешности (но не обходилось и без технических метаморфоз), а на конвейере она продержалась до 1970 года. За 14-летнюю «карьеру» седан успел разойтись в количестве порядка 640 тысяч экземпляров.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4770 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1620 мм
  • Колесная база – 2700 мм
  • Дорожный просвет – 190 мм
  • Снаряженная масса – 1460 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 60 литров
  • Объем багажника – 400 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, шкворневая, пружинно-рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа
    • задняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, алюминиевый
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.5 литра
    • мощность – 70-75 л.с. при 4000 об/минуту
    • крутящий момент –  170 Нм при 2200 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Первые седаны ГАЗ-М21 с АКПП

Это – первый серийный автомобиль в СССР с автоматической коробкой передач, производство которого началось в 1956 году. Примечательно, но изначально именно «Волга» с АКПП носила наименование ГАЗ-М21, без каких-либо дополнительных цифровых индексов.

ГАЗ-М21 Волга

На седан устанавливался 3-ступенчтатый «автомат», в основе которого лежала конструкция от коробки передач Ford’а, причем предполагалось, что подобные машины будут эксплуатироваться по большей части в таксопарках, имевших централизованное обслуживание, поскольку в стране не было ни необходимого масла, ни квалифицированных специалистов.

Но, как говорится, не пошло – автоматическая коробка передач на ГАЗ-М21 «Волга» оказалась ненадежной и «сырой», и в итоге от нее решили отказаться. По некоторым данным, на Горьковском автозаводе успели произвести до 3 тысяч подобных автомобилей.

Седан ГАЗ-23 Волга для КГБ

На базе ГАЗ-21 «Волга» делали крайне интересную модель, не доступную простым гражданам, которую в народе называли «догонялка». Официальное наименование – «машина сопровождения» или «быстроходный автомобиль», производившаяся с 1962 по 1970 года специально для КГБ СССР (ее тираж составил свыше 600 единиц).

ГАЗ-М23 Волга (21)

Визуально распознать ГАЗ-23 было практически невозможно – она максимально повторяла базовую модель, вплоть до выхлопа (он сходился в одну трубу), но при этом спецмашина подразумевала более мощный двигатель и множество других конструктивных и технических доработок.

К слову, с места до первой «сотни» такой седан разгонялся всего за 16 секунд, в то время как «просто 21-й» требовалось на данное упражнение более 34 секунд. Максимально же «догонялка» могла развить 170 км/ч.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4810 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1620-1650 мм
  • Колесная база – 2700 мм
  • Дорожный просвет – 190 мм
  • Снаряженная масса – 1620 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 80 литров
  • Объем багажника – 400 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический, с усиленными лонжеронами
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, шкворневая, пружинно-рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа
    • задняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом, с гидравлическим усилителем
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный, алюминиевый
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  5.5 литра
    • мощность – 195 л.с. при 4400 об/минуту
    • крутящий момент –  412 Нм при 2500 об/минуту
  • Трансмиссия – автоматическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, гидромеханическая
  • Тип привода – задний

Универсал ГАЗ-22 (М22) Волга

Заднеприводный пятидверный универсал среднего класса с пяти- или семиместной компоновкой салона, серийное производство которого велось на Горьковском автозаводе с 1962 по 1970 года, а его совокупный тираж (с учетом всех модификаций) составил порядка 25 тысяч штук.

ГАЗ-21 Волга (М22)

Примечательно, но ГАЗ-22 «Волга» (до 1965 года – ГАЗ-М22 «Волга») позиционировался в качестве отдельной модели, хотя на деле был практически целиком и полностью идентичен ГАЗ-21, за исключением усиленных задних рессор. Более того, даже кузов универсала изготавливался из штатной цельноштампованной боковины «21-ой», у которой вручную отрезалась верхняя часть сзади, а на ее место приваривалась специально отштампованная деталь.

Грузопассажирская модель обладала пяти- или семиместным трансформируемым салоном, причем со сложенным задним диваном получался совершенно ровный пол. С двумя седоками на борту автомобиль мог перевозить еще и до 400 кг поклажи.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4810 мм
    • ширина – 1800 мм
    • высота –  1620 мм
  • Колесная база – 2700 мм
  • Дорожный просвет – 190 мм
  • Снаряженная масса – 1545 кг
  • Количество дверей/мест – 5/5 или 5/7
  • Объем топливного бака – 55 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, шкворневая, пружинно-рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа
    • задняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, алюминиевый
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.5 литра
    • мощность – 75 л.с. при 4000 об/минуту
    • крутящий момент –  170 Нм при 2200 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Без преувеличения, но именно ГАЗ-21 «Волга» можно считать самым удачным автомобилем отечественной разработки за всю историю СССР, причем ни до, ни после подобных машин уже и не было.

Интересно, что всего у этой легковушки существовало несколько десятков всевозможных модификаций: тропические вариации (без печки, без термостата и т.д.), экспортные исполнения (в том числе праворульные и с дизельными моторами), а также спортивные и специальные (милиция, скорая помощь) версии.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes