Заднеприводный седан среднего класса (или «D-сегмента» по современным меркам), который стал действительно культовым автомобилем не только в СССР, но и в постсоветской России: именно эта машина (одна из немногих) смогла вплотную приблизиться к лучшим мировым аналогам, а по ряду параметров даже превзойти их. Несмотря на массовость, данная легковушка крайне редко оказывалась в частных руках простых советских граждан, и чаще на ней колесили чиновники и видные деятели культуры.
Разработка новой модели на смену ГАЗ-М20 Победа началась на Горьковском автозаводе в 1952 году, а в 1954-м вручную был изготовлен первый ходовой образец под названием М-21. Несколько условно серийных автомобилей собрали осенью 1956 года, а уже через несколько месяцев началось его полноценное производство.
Базовый седан ГАЗ-21(М21) Волга
Стоит отметить, что изначально четырехдверка выпускалась как ГАЗ М-21 «Волга», однако с 1965-го ей дали другое обозначение – ГАЗ-21 «Волга».

За историю своего существования машина неоднократно модернизировалась, причем наиболее заметные изменения были именно во внешности (но не обходилось и без технических метаморфоз), а на конвейере она продержалась до 1970 года. За 14-летнюю «карьеру» седан успел разойтись в количестве порядка 640 тысяч экземпляров.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4770 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1620 мм
- Колесная база – 2700 мм
- Дорожный просвет – 190 мм
- Снаряженная масса – 1460 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 60 литров
- Объем багажника – 400 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, шкворневая, пружинно-рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа
- задняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, алюминиевый
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 70-75 л.с. при 4000 об/минуту
- крутящий момент – 170 Нм при 2200 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Первые седаны ГАЗ-М21 с АКПП
Это – первый серийный автомобиль в СССР с автоматической коробкой передач, производство которого началось в 1956 году. Примечательно, но изначально именно «Волга» с АКПП носила наименование ГАЗ-М21, без каких-либо дополнительных цифровых индексов.

На седан устанавливался 3-ступенчтатый «автомат», в основе которого лежала конструкция от коробки передач Ford’а, причем предполагалось, что подобные машины будут эксплуатироваться по большей части в таксопарках, имевших централизованное обслуживание, поскольку в стране не было ни необходимого масла, ни квалифицированных специалистов.
Но, как говорится, не пошло – автоматическая коробка передач на ГАЗ-М21 «Волга» оказалась ненадежной и «сырой», и в итоге от нее решили отказаться. По некоторым данным, на Горьковском автозаводе успели произвести до 3 тысяч подобных автомобилей.
Седан ГАЗ-23 Волга для КГБ
На базе ГАЗ-21 «Волга» делали крайне интересную модель, не доступную простым гражданам, которую в народе называли «догонялка». Официальное наименование – «машина сопровождения» или «быстроходный автомобиль», производившаяся с 1962 по 1970 года специально для КГБ СССР (ее тираж составил свыше 600 единиц).

Визуально распознать ГАЗ-23 было практически невозможно – она максимально повторяла базовую модель, вплоть до выхлопа (он сходился в одну трубу), но при этом спецмашина подразумевала более мощный двигатель и множество других конструктивных и технических доработок.
К слову, с места до первой «сотни» такой седан разгонялся всего за 16 секунд, в то время как «просто 21-й» требовалось на данное упражнение более 34 секунд. Максимально же «догонялка» могла развить 170 км/ч.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4810 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1620-1650 мм
- Колесная база – 2700 мм
- Дорожный просвет – 190 мм
- Снаряженная масса – 1620 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 80 литров
- Объем багажника – 400 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический, с усиленными лонжеронами
- Подвеска:
- передняя – независимая, шкворневая, пружинно-рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа
- задняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом, с гидравлическим усилителем
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный, алюминиевый
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 5.5 литра
- мощность – 195 л.с. при 4400 об/минуту
- крутящий момент – 412 Нм при 2500 об/минуту
- Трансмиссия – автоматическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, гидромеханическая
- Тип привода – задний
Универсал ГАЗ-22 (М22) Волга
Заднеприводный пятидверный универсал среднего класса с пяти- или семиместной компоновкой салона, серийное производство которого велось на Горьковском автозаводе с 1962 по 1970 года, а его совокупный тираж (с учетом всех модификаций) составил порядка 25 тысяч штук.

Примечательно, но ГАЗ-22 «Волга» (до 1965 года – ГАЗ-М22 «Волга») позиционировался в качестве отдельной модели, хотя на деле был практически целиком и полностью идентичен ГАЗ-21, за исключением усиленных задних рессор. Более того, даже кузов универсала изготавливался из штатной цельноштампованной боковины «21-ой», у которой вручную отрезалась верхняя часть сзади, а на ее место приваривалась специально отштампованная деталь.
Грузопассажирская модель обладала пяти- или семиместным трансформируемым салоном, причем со сложенным задним диваном получался совершенно ровный пол. С двумя седоками на борту автомобиль мог перевозить еще и до 400 кг поклажи.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4810 мм
- ширина – 1800 мм
- высота – 1620 мм
- Колесная база – 2700 мм
- Дорожный просвет – 190 мм
- Снаряженная масса – 1545 кг
- Количество дверей/мест – 5/5 или 5/7
- Объем топливного бака – 55 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, шкворневая, пружинно-рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа
- задняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, алюминиевый
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 2.5 литра
- мощность – 75 л.с. при 4000 об/минуту
- крутящий момент – 170 Нм при 2200 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Без преувеличения, но именно ГАЗ-21 «Волга» можно считать самым удачным автомобилем отечественной разработки за всю историю СССР, причем ни до, ни после подобных машин уже и не было.
Интересно, что всего у этой легковушки существовало несколько десятков всевозможных модификаций: тропические вариации (без печки, без термостата и т.д.), экспортные исполнения (в том числе праворульные и с дизельными моторами), а также спортивные и специальные (милиция, скорая помощь) версии.