Мотоколяска СМЗ-С3А

Заднеприводный автомобиль-мотоколяска с двухместным салоном, который предназначался, в первую очередь, для людей с ограниченными возможностями (причем им машину выдавали бесплатно, но в порядке очереди), желавшим вести активный образ жизни.

инвалидка-моргуновка СМЗ-С3А

Советские граждане этот «родстер» величали «Моргуновкой», поскольку именно на нем раскатывал «Бывалый» (он же Евгений Моргунов) в фильме «Операция «Ы» и другие приключения «Шурика».

салонное пространство СМЗ-С3А (вид сзади)

Серийное производство СМЗ-С3А, сменившей на конвейере трехколесную модель СМЗ-С1Л/-С3Л, началось в 1958-м, но уже спустя четыре года автомобиль пережил техническую модернизацию, получив индекс СМЗ-С3АМ. В таком виде выпуск малолитражки продолжался до 1970 года, причем за это время Серпуховский мотоциклетный завод успел наштамповать свыше 203 тысяч «инвалидок».

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 2625 мм
    • ширина – 1316 мм
    • высота –  1380 мм
  • Колесная база – 1650 мм
  • Дорожный просвет – 170 мм
  • Снаряженная масса – 425 кг
  • Количество дверей/мест – 2/2
  • Объем топливного бака – 12 литров
  • Конструкция – пространственная рама из стальных труб
  • Тип кузова – цельнометаллический, открытый, с откидным тканевым верхом
  • Рулевое управление – реечного типа
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, торсионная, с четырьмя продольными рычагами и фрикционными амортизаторами
    • задняя – независимая, на поперечных рычагах, с фрикционными амортизаторами
  • Тормоза – механические, барабанные, на задние колеса
  • Двигатель – бензиновый, одноцилиндровый
    • тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
    • рабочий объем –  0.4 литра
    • мощность – 8 л.с. при 3200 об/минуту
    • крутящий момент – 19 Нм при 2400 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

В 1962 году «Моргуновка» подверглась технической модернизации, в результате которой стала называться СМЗ-С3АМ. Автомобиль не изменился визуально, но при этом обзавелся резиновыми шарнирами полуосей, усовершенствованным глушителем, доработанной подвеской с гидравлическими амортизаторами (вместо фрикционных) и другими улучшениями.

В таком виде производство мотоколяски продлилось до 1970 года, когда ей на смену пришла модель СМЗ-С3Д.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes