Заднеприводный трехколесный автомобиль-мотоколяска с двухместным салоном и, по совместительству, первый в СССР массовый транспорт с заднемоторной компоновкой.

Эта машина предназначалась, в первую очередь, для людей с ограниченными возможностями (и по большей части – для ветеранов Великой Отечественной войны, получивших серьезные увечья во время боевых действий), которые желали вести активный образ жизни.

Производство СМЗ-С1Л, получившего в народе прозвище «Циклоп» за свою специфичную внешность, началось на Серпуховском мотоциклетном заводе в 1952 году, а прототипом для машины послужил К-1Б (гибрид мотоцикла и велосипеда, выпускавшийся на мотоциклетном предприятии в Киеве).
В 1956-м малолитражка пережила модернизацию, в результате которой получила более мощный двигатель и стала называться СМЗ-С3Л, после чего держалась на конвейере до 1958-го. Всего за свою серийную «карьеру» мотоколяска успела разойтись в количестве свыше 36 тысяч единиц.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 2650 мм
- ширина – 1388 мм
- высота – 1330 мм
- Колесная база – 1600 мм
- Снаряженная масса – 275 кг
- Количество дверей/мест – 2/2
- Конструкция – пространственная рама из стальных труб
- Тип кузова – открытый, с тканевыми дверьми и откидным верхом
- Подвеска:
- передняя – зависимая, рессорная
- задняя – независимая, на поперечных рычагах, с фрикционными амортизаторами
- Тормоза – механические, барабанные, на задние колеса
- Двигатель – бензиновый, одноцилиндровый
- тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
- рабочий объем – 0.1 литра
- мощность – 4 л.с. при 4800 об/минуту
- крутящий момент – 19 Нм при 2400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Отличия модернизированного С-3Л
В 1956 году машину модернизировали, в результате чего она стала именоваться как СМЗ-С3Л и в таком виде выпускалась до 1958-го. Главное отличие модели от СМЗ-С1Л заключалось в более мощном двигателе, за счет чего она не только имела максимальную скорость выше в два раза (60 км/ч), но и увереннее чувствовала себя, например, на затяжных подъемах.

- Двигатель – бензиновый, одноцилиндровый
- тип – атмосферный, с воздушным охлаждением
- рабочий объем – 0.3 литра
- мощность – 8 л.с. при 4800 об/минуту
- крутящий момент – 19 Нм при 2400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний