Заднеприводный малолитражный седан первой группы малого класса, а также родоначальник революционного для Московского автозавода семейства, который кардинальным образом отличался от моделей, прежде производившихся на столичном предприятии.
Вдобавок к этому, автомобиль во многом стал «пионером» отечественного автомобилестроения – именно на нем впервые применили бесшкворневую переднюю подвеску, панорамное цельногнутое лобовое стекло, телескопические амортизаторы и кнопочное управлением дверными замками.
Седан Москвич-402

В 1950 году на Московском автозаводе стартовали работы над новой легковушкой под обозначением Москвич-402-425, которая должна была сменить на конвейере устаревший по всем направлением «401-й», и уже в следующем году были построены первые семь опытных экземпляров машины.
На доводку малолитражки и ее подготовку к серийному производству потребовалось несколько лет, а первые серийные образцы Москвич-402 представили в апреле 1956-го. Автомобиль хоть и создавался с оглядкой на иностранных аналогов-конкурентов, но не одного из них не копировал даже и близко, а напротив – стал плодом советских инженеров.
Несмотря на все достоинства, данный седан оказался отчасти компромиссным решением – например, на него ставили старый (пусть и доработанный) нижнеклапанный двигатель, который по мощности не дотягивал до показателей иномарок. Отчего уже в 1958 году машина уступила место модернизированной модели – Москвич-407, но за свою непродолжительную «карьеру» была выпущена тиражом практически 88 тысяч штук.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4055 мм
- ширина – 1540 мм
- высота – 1560 мм
- Колесная база – 2370 мм
- Дорожный просвет – 200 мм
- Снаряженная масса – 900 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 35 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – независимая, бесшкворневая, пружинная, с поперечными рычагами и гидравлическими телескопическими амортизаторами, собранная на штампованной поперечине
- задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.2 литра
- мощность – 35 л.с. при 4200 об/минуту
- крутящий момент – 71 Нм при 2400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Универсал Москвич-423
Первый в СССР серийный универсал с пятидверным кузовом, который сочетал в себе комфорт простой легковушки с внушительной (естественно, с поправкой на класс) вместимостью. Причем автомобиль не только трудился на благо государства, но и нередко попадал в руки простых советских автолюбителей.

Серийное производство Москвич-423, построенного на базе Москвич-402, началось на МЗМА в 1957 году, однако продлилось оно чуть больше года, после чего машину модернизировали. Но и за это время москвичи успели наштамповать свыше 1.5 тысячи «сарайчиков».
С конструктивной точки зрения, универсал ничем не отличался от базовой модели, а его грузоподъемность составляла 250 кг (не считая водителя и пассажиров).
Внедорожный Москвич-410
Это – полноприводный седан первой группы малого класса, который предназначался, в первую очередь, для нужд сельских жителей. Серийная «карьера» четырехдверки на конвейере МЗМА продолжалась с 1957 по 1958 года, а ее тираж лишь слегка перевалил за 1 тысячу единиц, после чего машину модернизировали (наряду с базовой моделью).

Фактически Москвич-410 являлся полноприводным вариантом Москвич-402, однако отличался от него и визуально, и технически, при этом в нем использовалось максимально возможное количество узлов и агрегатов от «402-го». Автомобиль обладал усиленным несущим кузовом, а также иными конструкциями переднего моста и рулевого управления.
Технические характеристики
- Размеры:
- длина – 4055 мм
- ширина – 1540 мм
- высота – 1685 мм
- Колесная база – 2377 мм
- Дорожный просвет – 220 мм
- Снаряженная масса – 1170 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 35 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
- Подвеска:
- передняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
- задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
- Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – барабанные
- задние – барабанные
- Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.2 литра
- мощность – 35 л.с. при 4200 об/минуту
- крутящий момент – 71 Нм при 2400 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой
Москвич-402 (и его производные), пожалуй, можно отнести к числу наиболее самобытных и оригинальных автомобилей времен СССР, ведь он хоть и впитал в себя последние достижения европейского автопрома, но при этом был самостоятельной разработкой именно советских инженеров.