Седан Москвич-402 и универсал

Заднеприводный малолитражный седан первой группы малого класса, а также родоначальник революционного для Московского автозавода семейства, который кардинальным образом отличался от моделей, прежде производившихся на столичном предприятии.

Вдобавок к этому, автомобиль во многом стал «пионером» отечественного автомобилестроения – именно на нем впервые применили бесшкворневую переднюю подвеску, панорамное цельногнутое лобовое стекло, телескопические амортизаторы и кнопочное управлением дверными замками.

Седан Москвич-402

седан Москвич-402

В 1950 году на Московском автозаводе стартовали работы над новой легковушкой под обозначением Москвич-402-425, которая должна была сменить на конвейере устаревший по всем направлением «401-й», и уже в следующем году были построены первые семь опытных экземпляров машины.

На доводку малолитражки и ее подготовку к серийному производству потребовалось несколько лет, а первые серийные образцы Москвич-402 представили в апреле 1956-го. Автомобиль хоть и создавался с оглядкой на иностранных аналогов-конкурентов, но не одного из них не копировал даже и близко, а напротив – стал плодом советских инженеров.

Несмотря на все достоинства, данный седан оказался отчасти компромиссным решением – например, на него ставили старый (пусть и доработанный) нижнеклапанный двигатель, который по мощности не дотягивал до показателей иномарок. Отчего уже в 1958 году машина уступила место модернизированной модели – Москвич-407, но за свою непродолжительную «карьеру» была выпущена тиражом практически 88 тысяч штук.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4055 мм
    • ширина – 1540 мм
    • высота –  1560 мм
  • Колесная база – 2370 мм
  • Дорожный просвет – 200 мм
  • Снаряженная масса – 900 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 35 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, бесшкворневая, пружинная, с поперечными рычагами и гидравлическими телескопическими амортизаторами, собранная на штампованной поперечине
    • задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.2 литра
    • мощность – 35 л.с. при 4200 об/минуту
    • крутящий момент –  71 Нм при 2400 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Универсал Москвич-423

Первый в СССР серийный универсал с пятидверным кузовом, который сочетал в себе комфорт простой легковушки с внушительной (естественно, с поправкой на класс) вместимостью. Причем автомобиль не только трудился на благо государства, но и нередко попадал в руки простых советских автолюбителей.

универсал Москвич-423 (серия 402)

Серийное производство Москвич-423, построенного на базе Москвич-402, началось на МЗМА в 1957 году, однако продлилось оно чуть больше года, после чего машину модернизировали. Но и за это время москвичи успели наштамповать свыше 1.5 тысячи «сарайчиков».

С конструктивной точки зрения, универсал ничем не отличался от базовой модели, а его грузоподъемность составляла 250 кг (не считая водителя и пассажиров).

Внедорожный Москвич-410

Это – полноприводный седан первой группы малого класса, который предназначался, в первую очередь, для нужд сельских жителей. Серийная «карьера» четырехдверки на конвейере МЗМА продолжалась с 1957 по 1958 года, а ее тираж лишь слегка перевалил за 1 тысячу единиц, после чего машину модернизировали (наряду с базовой моделью).

внедорожный Москвич-410 (серии 402)

Фактически Москвич-410 являлся полноприводным вариантом Москвич-402, однако отличался от него и визуально, и технически, при этом в нем использовалось максимально возможное количество узлов и агрегатов от «402-го». Автомобиль обладал усиленным несущим кузовом, а также иными конструкциями переднего моста и рулевого управления.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4055 мм
    • ширина – 1540 мм
    • высота –  1685 мм
  • Колесная база – 2377 мм
  • Дорожный просвет – 220 мм
  • Снаряженная масса – 1170 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 35 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
    • задняя – зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.2 литра
    • мощность – 35 л.с. при 4200 об/минуту
    • крутящий момент –  71 Нм при 2400 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой

Москвич-402 (и его производные), пожалуй, можно отнести к числу наиболее самобытных и оригинальных автомобилей времен СССР, ведь он хоть и впитал в себя последние достижения европейского автопрома, но при этом был самостоятельной разработкой именно советских инженеров.

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes