Семейство ГАЗ Победа

Это – один из основных символов послевоенного возрождения страны, да еще и один из первых в мире серийных автомобилей с кузовом понтонного типа.

Ну и в рамках СССР для своего времени машина была действительно передовой: на ней впервые серийно применили несущий кузов, отдельный багажник с нормальным доступом с улицы, отопитель салона и гидравлические тормоза.

Базовый фастбек ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 Победа

Это заднеприводный автомобиль среднего класса в кузове фастбек, который предназначался, в первую очередь, для частного использования простыми советскими гражданами, хотя при цене в 16 тысяч рублей позволить его могли себе далеко не все.

интерьер салона ГАЗ-М20 Победа

Разработку «Победы» начали еще в 1941 году, причем толчком для этого послужило появление на Горьковском автозаводе трофейной модели Opel Kapitan образца 1938 года, ставшей главным техническим донором для отечественной легковушки.

Уже в 1943-м с конвейера сошли первые концептуальные автомобили, а еще через два года машину продемонстрировали Сталину, который, к слову, ее и одобрил.

Серийное производство ГАЗ М-20 началось позднее – в июне 1946 года, однако первые экземпляры легковушки оказались настолько сырыми, что уже в 1949-м на заводе были вынуждены провести модернизацию, запустив выпуск автомобилей так называемой второй серии М-20Б, а в 1955 году – очередное обновление, в результате которого получилась уже третья серия М-20В.

Жизненный цикл четырехдверки продолжался до 1958 года, а ее совокупный тираж превысил 241 тысячу экземпляров (включая все типы кузовов и различные варианты исполнения).

Примечательно, что у «Победы» был лицензионный клон в лице польской модели FSO Warszawa, выпуск которой продолжался с 1951 по 1973 года в кузовах седан, универсал и пикап, причем она разошлась в количестве свыше 253 тысяч штук.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4665 мм
    • ширина – 1695 мм
    • высота –  1640 мм
  • Колесная база – 2700 мм
  • Дорожный просвет – 200 мм
  • Снаряженная масса – 1460-1490 кг
  • Количество дверей/мест – 5/5
  • Объем топливного бака – 50 литров
  • Тип кузова – несущий, цельнометаллический, со стальным подрамником в передней части
  • Подвеска:
    • передняя – независимая, пружинно-рычажная, с гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия
    • задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  2.1 литров
    • мощность – 52 л.с. при 3600 об/минуту
    • крутящий момент – 127 Нм при 2200 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с синхронизаторами на 2 и 3 передачах
  • Сцепление – двухдисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Кабрио-седан: ГАЗ-20Б-31

Легковой автомобиль среднего класса в кузове седан-кабриолет с жесткими дугами безопасности и складным мягким верхом, который серийно выпускался с 1949 по 1953 года, причем за это время он успел разойтись тиражом свыше 14 тысяч штук.

ГАЗ-М20Б-31 Победа

Как бы то странно не звучало, но открытую машину сделали с целью экономии листового проката, который применялся для крыши. При этом в целом металла на кабриолет уходило даже чуть больше, нежели на базовую модель, поскольку у него имелись усилители в районе рамки лобового стекла, растяжки в багажнике и X-образные лонжероны под днищем.

Вседорожный: ГАЗ-М72

Ни много, ни мало, но именно этот легковой автомобиль можно считать первым советским полноприводным кроссовером с несущим кузовом.

Изначально машина проектировалась по просьбе Хрущева, который увлекался охотой, и чтобы получить комфортабельный, но при этом проходимый транспорт, советским инженерам пришлось скрестить кузов «Победы» с шасси от ГАЗ-69, попутно решая огромное количество проблем (и справились они с этой задачей на «ура»).

ГАЗ-М72 (внедорожная Победа)

В итоге вседорожник в середине 1955 года был запущен в серию и производился до 1958-го, его же тираж перевалил за 4.5 тысяч экземпляров. Причем главными пользователями автомобиля (помимо самого Генсека) являлись в основном высокопоставленные руководители в сельской местности.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4665 мм
    • ширина – 1695 мм
    • высота –  1790 мм
  • Колесная база – 2712 мм
  • Дорожный просвет – 210 мм
  • Снаряженная масса – 2040 кг
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия
    • задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия
  • Тип привода – полный, с жестко подключаемым передним мостом и одноступенчатой раздаточной коробкой

Победа-Спорт ГАЗ-СГ1

Первым послевоенным спортивным автомобилем Горьковского Автозавода стал СГ1, созданный в начале 50-х Алексеем Смолиным на базе фастбэка М20 – которому занизили крышу, заменили передний обвес для лучшей аэродинамики, заметно облегчили, улучшили охлаждение двигателя (мощность которого была увеличена до 75 л.с.). В результате Победа-Спорт была способна развивать скорость до 190 км/ч.

Победа-Спорт ГАЗ-СГ1 (М20)

Впоследствии автомобиль неоднократно модернизировали и переделывали для достижения наилучших результатов в линейных гонках. Всего было построено три экземпляра подобных машин. Экипажи этих спорткаров неоднократно занимали призовые места (вплоть до 1962 года участвуя в различных чемпионатах), а так же на этих машинах было поставлено два всесоюзных рекорда.

Как и практически любой советский автомобиль той эпохи, ГАЗ М-20 «Победа» оставил существенный след в автомобилизации страны в послевоенный период. Помимо различных серийных и массовых модификаций (например, такси, коих было выпущено свыше 37 тысяч единиц), на основе этой легковушки строили «догонялки» с мощными моторами для спецслужб, а также различные спортивные исполнения. Была даже машина с автоматической коробкой передач, но она так и осталась в статусе «опытного образца».

Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes