ГАЗ М-1 и его модификации

Этот автомобиль среднего класса – поистине знаковая модель, причем не только для горьковского автозавода в частности, но и для всей страны в целом, поскольку именно она, как минимум, стала первой серийной машиной в СССР, имеющей закрытый цельнометаллический кузов.

Базовая модель ГАЗ М-1

ГАЗ М-1

Примечательно, что эта легковушка предназначалась преимущественно для решения задач, связанных с народным хозяйством и армией, и только после окончания Второй мировой войны автомобили начали попадать в частные руки (правда, уже существенно потрепанные).

в кабине ГАЗ М-1 (место водителя)

Первые опытные образцы ГАЗ М-1 представили в феврале 1935 года, однако серийное производство модели на Горьковском автозаводе стартовало лишь весной 1936-го.

Вопреки сложившемуся мнению, машина не была «лицензионной копией Ford’а», хотя заокеанское влияние при ее создании было очень велико: в качестве «точки отсчета» использовался Ford V8 Model 40 1933 года, но в его конструкцию советскими инженерами было внесено огромное количество изменений и доработок.

Конвейерное производство автомобиля велось до 1942 года, а всего свет увидело практически 63 тысячи экземпляров (с учетом модификаций и различных «производных»).

Стоит отметить, что в простонародье водители предпочитали называть машину «эмкой», избегая «канцелярского» индекса М-1, поскольку этот самый индекс расшифровывался как «Молотовский-первый», в честь Молотова В.М., который являлся главой правительства СССР.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4625 мм
    • ширина – 1770 мм
    • высота – 1780 мм
  • Колесная база – 2845 мм
  • Дорожный просвет – 210 мм
  • Снаряженная масса – 1370 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 60 литров
  • Конструкция – лонжеронная рама, с X-образным усилителем
  • Тип кузова – закрытый, цельнометаллический
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия
    • задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия
  • Рулевое управление – «глобоидальный червяк»
  • Тормоза – механические, на все колеса
    • передние – барабанные
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  3.3 литра
    • мощность – 50 л.с. при 2800 об/минуту
    • крутящий момент – 167 Нм при 1300 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с синхронизаторами
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Грузопассажирский ГАЗ-415

Двухместный пикап на базе ГАЗ-М1 представили в 1937 году, однако серийно автомобиль производился с 1939-го по 1941 год. Хоть «грузовичок» и был выпущен в количестве свыше 8 тысяч экземпляров, но до наших дней дожили лишь единицы из них, поскольку львиная доля машин «погибла» в первые месяцы Великой Отечественной войны.

грузопассажирский пикап ГАЗ 415

Конструктивно пикап целиком и полностью повторял «эмку», а в небольшом кузове мог перевозить либо до 500 кг груза, либо до шести пассажиров (на откидных лавках).

Особенности пикапа

  • Размеры:
    • длина – 4580 мм
    • ширина – 1770 мм
    • высота – 1750 мм
  • Колесная база – 2800 мм
  • Дорожный просвет – 210 мм
  • Длина грузовой платформы – 1610 мм
  • Снаряженная масса – 1545 кг

Модернизированный М-1: ГАЗ-11-73

Модернизированный вариант «эмки» впервые представили в 1939 году, но до войны его практически не выпускали, отчего основная «конвейерная жизнь» модели пришлась на период с 1945 по 1948 года, и за это время свет увидело порядка 1200 штук данной легковушки.

ГАЗ М-1 (11-73)

От базового ГАЗ-М1 машина под обозначением ГАЗ-11-73 отличалась не только более производительным двигателем, но также внешне и конструктивно.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4655 мм
    • ширина – 1770 мм
    • высота – 1775 мм
  • Колесная база – 2845 мм
  • Дорожный просвет – 210 мм
  • Снаряженная масса – 1455 кг
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости
    • задняя – зависимая, на четырех продольных рессорах, с поршневыми гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего действия
  • Двигатель – бензиновый, шестицилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  3.5 литра
    • мощность – 76 л.с. при 3400 об/минуту
    • крутящий момент – 196 Нм при 1600 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 3-ступенчатая, с синхронизаторами
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Хоть ГАЗ-М1 и выпускалась непродолжительное время, это никак не помешало автомобилю стать настоящим символом своей эпохи, который еще и успел внести немалую лепту в победу во Второй мировой войне. Более того, эту легковушку можно в полной мере считать советской разработкой, пусть и на базе иностранной конструкции.

Прочие модификации

Примечательно, что «эмка» стала основой для большого количества экспериментов: на ее базе сделали и легкий бронеавтомобиль БА-40, и трехосный пикап-вездеход ГАЗ-21, и даже гоночный автомобиль ГАЗ ГЛ-1 (который достиг рекордных 161,87 км/ч в 1940-м году), но практически все из них остались в статусе опытных образцов.

ГАЗ ГЛ-1
Макс Кортнеев

Моя специальность – инженер-конструктор, моё хобби – автомобили, мотоциклы, квадроциклы и т.п. техника. Люблю порулить новинкой на тест-драйве или «экзотическим» транспортом во время путешествий.

ВАША ОЦЕНКА
Volumes