Granta – семейство бюджетных автомобилей Lada в субкомпактном сегменте (он же «B-класс» по европейским меркам), включающее в свой состав четыре кузовных исполнения: седан, пятидверные лифтбек, хэтчбек и универсал…

Целевая аудитория модели не ограничена какими-то рамками – она адресована и молодежи, и семейным парам, и людям преклонного возраста.

Четырёхдверная «Гранта» дебютировала в августе 2011 года на международном Московском автосалоне – являясь, по сути, удешевлённым исполнением седана «Калина». Вариант в кузове лифтбек присоединился к седану лишь апреле 2014-го.
В августе 2018 года на мотор-шоу в Москве была представлена рестайлинговая модель, причем тогда же семейство бюджетных «Лад» пополнилось двумя новыми типами кузова – пятидверные хэтчбек и универсал (которые, как не сложно было догадаться, стали завершающим этапом преобразования семейства «молодёжных Калин» в «народные Гранты»).
Двигатели и коробки передач
Технически все кузовные варианты идентичны – они оснащаются четырехцилиндровыми бензиновыми «атмосферниками» рабочим объемом 1.6 литра (три варианта ДВС на выбор):
- 8-клапанный двигатель выдает 90 л.с. и 143 Нм,
- 16-клапанных мотора два:
- мощностью 98 л.с. и моментом в 145 Нм,
- мощностью 106 л.с. и моментом в 148 Нм.
Примечательно, что 98-сильный агрегат сочетается исключительно с 4-диапазонным «автоматом» Jatco, в то время как оставшимся двум по умолчанию полагается 5-скоростная «механика», а 106-сильному в качестве опции еще и 5-ступенчатый «робот».
Отличия седана, хэтчбека, лифтбека и универсала
Стоит отметить, что все кузовные вариации отличаются друг от друга, по большому счёту, только в плане габаритов: например, длина хэтчбека составляет всего 3926 мм, в то время как остальные (за счёт заднего свеса) уверенно переваливают за 4 метра.




Ключевое различие каждого кузова в объёме багажника:
- у хэтчбека он самый маленький – лишь 240 литров,
- неожиданно маленький и в Гранте-универсале – всего 360 литров (на самом деле, без трансформации салона, это нормально),
- у лифтбека компромиссный объем багажного отсека – 435 литров,
- седан является рекордсменом по вместимости багажа – с его показателем в 520 литров.
Безопасность и краш-тесты
Тестирования этой модели проводились только в лаборатории пассивной безопасности «АвтоВАЗа» (по устаревшей методике ЕЭК ООН № 94-01, ключевое отличие которой от EuroNCAP’овской в меньшей, на 8 км/ч, скорости столкновения с деформируемым барьером) и на полигоне НИЦИАМТ (по методике ARCAP от «Авторевю», в целом соответствующей EuroNCAP).
В первом варианте краш-тесты были пройдены удовлетворительно (оценка по их результатам не производится), а в тестах ARCAP Granta получила 2 и 3 звезды (из 5 возможных), соответственно, в базовой и максимальной комплектациях.
К слову, в 2012 году, это был лучший результат среди протестированных отечественных автомобилей базовой комплектации, включая «исходную Калину» (которая получила только 1 звезду). Что наглядно демонстрирует как удешевление не исключает улучшений.
Внешность решает: Granta Drive Active
Отдельного внимания заслуживает Drive Active – «спортивная» модификация. Основные отличия которой (от обычного седана) в:
- аэродинамическом обвесе (передний и задний бамперы, накладки на пороги, спойлер на крышке багажника),
- анатомических передних креслах с улучшенной боковой поддержкой,
- легкосплавных колёсных дисках под шины 185/55 R15,
- короткоходной подвеске (занижена на 50 мм, что улучшает управляемость).

В техническом плане Drive Active идентична обычному седану со 106-сильным двигателем.
Плюсы и минусы в целом
Многие владельцы хвалят эту машину за надёжные и простые (ремонтопригодные) двигатели и коробки; доступность запчастей и расходных материалов; достаточно просторный салон, для субкомпактного сегмента, и вместительный багажник; эффективность работы «печки» в холода и кондиционера в жару; топливную экономичность (если следить за состоянием двигателя); хороший клиренс и выносливость подвески.
Основная часть претензий сфокусирована на низком качестве сборки, что приводит к частным неисправностям (мелким, как правило не влияющим на способность передвигаться, но неприятным из-за их постоянства). Так же в негативном ключе владельцы отзываются о качестве ЛКП и обработки металлических деталей (очаги ржавчины). Материалы отделки (грубо штампованный очень жёсткий и гулкий пластик), низкий уровень вибро/шумоизоляции, посторонние звуки из МКПП – всё это «не вызывает восторга», мягко говоря. Ближний свет и управляемость также оставляют желать лучшего.
Стоимость и оснащение в России
На российском рынке, по данным на осень 2022 года:
- Гранту в кузове седан продают по цене от 678 300 рублей,
- за лифтбек в официальном салоне придется выложить как минимум 698 300 рублей,
- универсал у дилеров марки Lada не купить дешевле 705 300 рублей,
- хэтчбек в автосалонах реализуют не дешевле 778 500 рублей.
Примечательно, что на старте продаж (в декабре 2011 года) стоимость базовой комплектации составляла всего 229 тысяч рублей и это было «возмутительно дорого» для некоторых автолюбителей (особенно на фоне гораздо более доступных «Классики» и «Самары», которые примерно в то же время были сняты с производства).
С тех пор цена только росла – к 2015 году достигнув 300 тыс. рублей, в 2018-ом перевалив за 400 тыс. рублей, а в 2021 уже больше 500 тыс. рублей….
В оснащение базовой комплектации всегда входили: подушка безопасности водителя, электроусилитель рулевого управления, иммобилайзер, в какой-то момент даже ABS… и т.п. «обязательные» компоненты, отличающие современный автомобиль (каким бы он бюджетным ни был) от автомобилей «ВАЗ из прошлого века»… так было до 2022-го, когда на фоне глобального политическо-экономического кризиса были разорваны многие бизнес-процессы. В результате оснащение базовых комплектаций минимизировано до уровня «прошлого века», при продолжающемся росте цен, а стоимость максимальных комплектаций вплотную приблизилась к 1 млн. рублей.